29 сентября в военном комиссариате Кировского и Ленинского районов Уфы прошла торжественная церемония отправки мобилизованных граждан в места боевого слаживания. С напутственными словами и пожеланиями к мобилизованным землякам обратились глава Администрации Ленинского района Уфы Олег Котов, глава Администрации Кировского района Уфы Илвир Нурдавлятов, хазрат Шамсутдин, протоиерей Евгений. И, конечно, проводить мобилизованных пришли родные, близкие, коллеги, друзья.
— Не оскудеет земля русская настоящими защитниками. В нашей стране нет ни одного человека, который бы в эти моменты был равнодушен. Каждый россиянин ждет скорейшего вашего возвращения, — обратился протоиерей уфимского Кафедрального собора Рождества Богородицы Евгений.
Убедительными и проникновенными словами напутствовал призванных хазрат Шамсутдин. Защита Отечества и рубежей Родины — это святейший долг каждого и это освящено Религией. Защитники нашего Отечества находятся под покровительством Всевышнего и благословляются Всевышним. Хазрат Шамсутдин пожелал всем спокойствия и уверенности.
Слово предоставляется полковнику Росгвардии, участнику контртеррористической операции на Северном Кавказе:
— Товарищи! Нас призвали в трудную минуту, но я рад, что я стою вместе с вами в одном строю!
В первую очередь хочу сказать спасибо солдатам, сержантам и прапорщикам, которые не гасились, а пришли сюда! Вы — наша сила и опора! Но самое большое спасибо хотел бы сказать тем офицерам, которые уже отслужили и которых вновь призвали, и попросить сержантов и прапорщиков активно делиться своим личным боевым опытом и помогать своим командирам. Мы с вами еще не построили лодку, я не скажу, что у нас корабль, мы это в Саратове сделаем. Каждый пришел со своим бревнышком, но отдельно на бревне не устоишь! Наша задача, что бы мы эти отдельные бревна сцепили в общий плот, а если будет дух понимания задачи, то этот плот превратится в корабль. Неважно, кто против нас, важно, кто рядом с нами, кто твой товарищ. Ну и хотел бы обратиться к родственникам, близким, друзьям. Очень много зависит от вас. Как вы будете поддерживать. Это наша задача, а ваша задача — сделать все возможное на своем рабочем месте. Потому что общая задача сейчас — защита интересов страны и здесь в Уфе, и там, куда нас направит Родина. Еще раз повторюсь, я рад и счастлив, что меня призвали именно в этот поток. Будем действовать с уверенностью и пониманием задачи.
Сегодня мы, по понятным причинам, избегаем называть точные имена и фамилии. Но в свое время мы обязательно узнаем имена всех, кто шел в первых рядах, и, прежде всего, не по призыву, а по зову своего гражданского долга и совести.
В этот день в строю призванных по мобилизации, действительно, было немало офицеров запаса, представителей самых разных воинских специальностей и гражданских профессий. У многих — большой жизненный опыт, достижения в самых разных областях гражданской деятельности.
В числе мобилизованных — писатель и историк, известный в республике в области культуры и образования:
— Уважаемые, дорогие земляки! Я бы мог остаться и заниматься своей любимой работой, писать книги. Но когда в стране происходят такие очень сложные события, когда уходят очень близкие и родные люди, когда уходят соседи, братья, я, конечно, не смог остаться, и я хочу быть рядом с ними, разделить это все вместе с ними, и идти, куда прикажет Родина. И я очень горд, что меня призвали. Мы постараемся вас не подвести. Служу Отечеству!
Все церемонии проводов призванных по условиям частичной мобилизации в чем-то очень похожи, однако всякий раз чувствуется и особенное настроение и особая проникновенность. Расставание с близкими людьми — всегда искренняя тревога, тревога до слез на глазах, даже у мужчин. Но, тем не менее, люди находят в себе силы преодолеть тревогу и сделать так, чтобы этот день запомнился всем еще и чувством уверенности и всепобеждающей силой духа.
После прощания под марш «Прощание славянки» в исполнении духового оркестра Уфимского юридического института МВД России мужчины сели в автобус и отправились к месту боевого слаживания.
Вместе с мобилизованными к месту боевого слаживания отправились и сопровождающие — представители военного комиссариата и администраций Кировского и Ленинского районов Уфы, а также депутат Госсобрания республики Салават Хусаинов, ветераны войны в Афганистане Дмитрий Глушко — представитель Общественной палаты республики, Илдар Бадретдинов — представитель Совета при Главе Республики Башкортостан по правам человека, заместитель председателя республиканского отделения Российского союза ветеранов Афганистана Ильгиз Валиев.
В дороге
На этом репортажи о проводах мобилизованных, обычно, завершаются. Но наша газета решила рассказать о том, какими событиями наполнены ближайшие часы и дни тех, кто отправляются к местам боевого слаживания.
Автобусы с мобилизованными выезжают за ворота комиссариата. Родные и близкие, друзья — по обеим сторонам проезжей части: «Счастливого вам пути, ребята!», «Возвращайтесь!», «Вы вас ждем!»
Отъезжающие просят: «Водитель, посигналь!» У всех немного щемит сердце…
И вот — первый поворот! Колонна автобусов — уже в пути.
О том, как будет проходить следование по маршруту, по какому временному графику, каким порядком, с какими остановками отъезжающим пока не известно. Но об этом хорошо осведомлены сопровождающие. Они информируют следующих в автобусах по всем этим вопросам, разъясняют детали маршрута и порядок следования. Кроме того, в задачи сопровождающих входит поддержание связи между автобусами, следующими в колонне, и автомашиной сопровождения ГИБДД. Это очень важно в целях безопасности движения и согласованности действий. Информация, постоянно получаемая от сопровождающих, придает мобилизованным чувство уверенности, порядка. Теперь всем можно расслабиться, откинуться на спинку автобусного кресла, познакомиться с соседями, подумать о чем-то о своем… Но только — не сопровождающим. Они постоянно заняты исполнением своих обязанностей. Все рации постоянно работают в режиме прием — передача.
Первая остановка — в г. Октябрьском. Здесь всех ждал горячий обед. Затем — «перекур», разминка на свежем воздухе в течение 10-15 минут. И — едем дальше.
Общее время в пути — немалое: около 16 часов. Это потребовало от всех выдержки и терпения, а также взаимопонимания. Сразу отметим, что следование по маршруту прошло ровно и без помех, без каких бы то ни было конфликтов. И в этом — огромная заслуга сопровождающих. При возникновении тех или иных вопросов — сразу следовали по-человечески убедительные разъяснения и доводы, понятные всем.
Во время очередной технической остановки, один из автобусов, следующих в колонне, неожиданно забуксовал на обочине и, показалось, готов был съехать юзом в крутой придорожный обрывчик. Это грозило бы серьезными неприятностями, как минимум — большим временным отставанием и еще бог ведает чем…
Решение пришло моментально: «Раз-два, взяли! Толкаем!». После множества попыток, которые, конечно, никто не считал, и после того, как к усилиям пассажиров одного автобуса присоединились и другие, без малого 19-тонный автобус, ко всеобщему ликованию, вернулся таки, что называется — всеми четырьмя, на твердое дорожное покрытие.
Послышались искренние радостные возгласы: «Ну что, ребята! Такой автобус вытолкали, а бандеровцев с нашей земли тем более вытолкаем!»
Кто-то пошутил: «Можно сказать, боевое слаживание уже началось!» И что самое главное — это предположение было недалеко от истины!
Все по местам, и снова — едем!
Самое время — по-настоящему знакомиться.
Соседи слева и справа, как нарочно, тот и другой — Павел.
— Я прописан в Уфе, а работаю в Москве, — рассказывает один из Павлов. — Вот на неделе засобирался, было, домой, в Уфу, и, как чувствовал, взял с собой военный билет. Практически в дороге узнал, что мне уже должны были вручить повестку с требованием явиться в районный комиссариат. Даже откладывать не стал — сразу из аэропорта, не заезжая домой, туда и направился. Там разъяснили: «Всё понимаем… Явиться через два дня». Сам я лейтенант запаса, командир мотострелкового взвода. Честно, скажу, волнение, конечно, было. Последние два дня не мог ни есть, ни спать. Ни аппетита, ни сна не было. А вот сейчас, как в автобус сел, — будто что-то отпустило: настроение весёлое, бодрое, и аппетит — быка бы съел, и, чувствую, сон будет. Без проблем вообще! Чувствую, что я еду туда, куда мне надо! Это моя дорога и я иду по ней. Может еще и от того, что жена СМС прислала: «Я горжусь тобой!» И это мне как бальзам на сердце! А что ещё солдату надо? Прежде всего — чтобы им гордились! Она ведь тоже переживает… Я ей говорю: «Твоя задача — держаться! У тебя будет всё в порядке — и у меня будет всё хорошо!» Теперь — всё нормально! Всё, как будто, встало на свои места! И родственники у меня — дай Бог каждому: за два дня помогли собраться «от и до». Мама и папа, конечно, волнуются. Папа со слезой на глазах сказал: «Лучше бы я вместо тебя пошёл!» Да так, наверно, все папы говорят! Вспомнил о своих дедах. Один мой дед в плену побывал — и такая у него в глазах боль была, никогда ничего про войну не рассказывал. А другой дед вернулся с войны — вся грудь в орденах и медалях! Бывало, ребята деревенские прибегут: «Дорофей Федорович! Покажи свои награды!» Очень любили его награды рассматривать! Слаще конфет им были его рассказы! Да и я у деда на глазах вырос. И по хозяйству помогал, и за табуном ходил. Замечательный был у меня дедушка! До 96 лет дожил. И до последних дней планы строил: это — доделать, то — подлатать… Когда его хоронили, деревенские женщины голосили: «Последнего своего защитника провожаем!» Он в войну в артиллерии служил — командиром артиллерийского расчета. Помню, рассказывал: «Приказ — без команды не стрелять! А тут прямо на нас немецкий тигр вылез. Тигр не ожидал нас встретить, и мы не ожидали. Умом понимаю: или он нас сейчас прихлопнет, или мы его… Но ведь приказ — не стрелять! Ну, думаю: была ни была! Командую: огонь! И ведь подбили! Загорелся тигр. И тут же прибегает офицер: кто стрелял?! Кто разрешил?! А я ему рукой показываю: вон, говорю, тигр вылез откуда ни возьмись, или он нас, или мы его, говорю… Офицер, кажись, понятливый оказался. Пронесло!» Ну и как же я — с таким-то дедом! — мог не пойти? Да я и сам теперь — отец. Вот я и решил: воевать иду за своего сына, за то место, где он живет! Лучше уж я перепашу это поле, чем на его долю оставлю. И ещё — мы с женой, уж двух детей имея, четыре года откладывали заявление подать. А тут — такое дело! Обратились в МФЦ — и за пол дня всё оформили. Есть такой закон — если призывная повестка… Ну, а что другим ребятам посоветую? В общем, если чувствуете, что повестка на подходе — начинайте неспешно снаряжение собирать. Лишним не будет. Чтобы не торопиться, всё продумать. Бегать — тоже не советую: всю жизнь не пробегаешь…
Справа — тоже Павел, уфимец.
— У меня сын в войсках служит, в любой день может быть направлен в зону боевых действий… Пришла повестка — а я что, отсиживаться буду? Сам срочную служил в артиллерии. Жена у меня медик — тоже может быть призвана. Родина позвала — будем служить!
Очередной наш собеседник — полковник Росгвардии.
— Знаете, у нас был ветеран Великой Отечественной войны — Нечаев Геннадий Константинович. Мы очень душевно общались. Он, к сожалению, покинул нас два года назад. Потом мы продолжали общаться с его семьёй. И дочь ветерана подарила мне его командирскую сумку, которую ему выдали в 45-ом году, когда его призвали в один из последних военных призывов, и потом служил в Западной группе войск в Германии. Эта сумка немецкая. Новая она была, «нулёвая». В Западной группе войск он служил до 1964-го года, потом демобилизовался, прибыл в Уфу, в ГИБДД служил, затем — во внутренних войсках, потом долгие годы преподавал на военной кафедре УГАТУ. Все его знают. И вот мне досталась его командирская сумка. И его дочь, узнав, что меня призвали, посоветовала мне взять эту сумку с собой как талисман. Это, конечно, говорит о нашей преемственности, о том, что мы принимаем эстафету. Светлейшей памяти человек. В условиях ковида Управление Росгвардии по Уфе в День Победы организовывало для Геннадия Константиновича под окнами его квартиры парад. И он вышел к нам в форме. Ему чуть-чуть не исполнилось 90 лет. И он на память процитировал нам свое любимое стихотворение, понимаете! Какой бодрости был человек, какая память! Поразительный человек. Помнил в точности расстояние между клапанами у различных марок двигателей автомобилей. Высокий был профессионал. И как человек — добрейший! Он в свое время выполнил свою задачу. Теперь наша очередь.
— Расскажите, пожалуйста, о себе!
— Ой, Советский Союз — наша Родина! Родился, вырос… Поступил в Саратовское военное училище. На пенсии побыл один год, один месяц и два дня. Сейчас опять призвали.
— Как семья к этому отнеслась?
— С пониманием! Мы — кадровые офицеры, это наш долг — служить Родине.
Ильяс — спортивный тренер, воинская специальность — гранатометчик.
— Родители? Нет, не отговаривали… Если меня призвали — значит я там нужен. Буду служить.
По меткому замечанию одного известного политического аналитика, знакомишься с нашими бойцами и кажется, что это люди, сошедшие со страниц наших лучших книг и кинолент, таких как «Они сражались за Родину».
…Постепенно за окнами нашего автобуса совсем стемнело.
Сопровождающие заранее приступили к раздаче сухпайков. Это тоже их ответственность.
И через несколько часов зарево огней большого города подсказало, что конечный пункт нашего следования на данном этапе — г. Саратов, уже приближается.
К воинской части прибыли далеко за полночь.
Первое дело — досмотр личных вещей на предмет категорически запрещенного к употреблению в любой воинской части. Все проходят досмотр успешно.
Затем — снова по автобусам, и проезжаем уже на территорию воинской части. Здесь — построение и перекличка, представители военного комиссариата предъявляют все необходимые документы. Офицеры воинской части, в свою очередь, проверяют сопроводительные документы, внимательно беседуют с мобилизованными. Один из призванных отправляется воинской частью обратно — по месту призыва на медицинское дообследование. Вместе с сопровождающими он возвращается в Уфу. Остальные направляются в казарму на ночлег. Днем они прибывают по местам боевого слаживания.
А наши автобусы утром выезжают в обратный путь.
Первые дни на месте боевого слаживания
Вместе с нашими мобилизованными на месте боевого слаживания остаются для оперативной поддержки в начальный период Салават Хусаинов и Дмитрий Глушко.
«Своих не бросаем!» — это еще и девиз ветеранов боевых действий. На месте боевого слаживания мобилизованные бойцы обустраиваются, организуют бытовые условия. Оставшиеся вместе с ними наши сопровождающие помогают им приобрести бензопилу для быстрой заготовки дров. Постепенно выявляются другие необходимые «мелочи». В Уфе на связи — Илдар Бадретдинов. Он помогает собрать средства и приобрести необходимое количество налобных фонарей, очень нужных в темное время суток. Для прохождения службы и обучения призванные также нуждаются в блокнотах, ручках, карандашах. Все пожелания ясные и понятные. Наши ветераны продолжают оставаться на связи и поддерживают информирование со всеми инстанциями.
«Боевая ВЫСОТА» также планирует рассказывать нашим читателям о прохождении службы нашими земляками.
На другой день по прибытии мобилизованных жителей Кировского и Ленинского районов Уфы — 1 октября место боевого слаживания мобилизованных из Башкирии в Саратовской области посетил Глава Башкортостана Радий Хабиров. Здесь более 2 тысяч мобилизованных жителей Башкортостана начинают формирование воинского подразделения. Об этом читайте в сообщении на сайте ИА «Башинформ» — репост в газете «Боевая ВЫСОТА» по ссылке https://vysotarb.ru/news/24383...
И это — история только одной командировки. Представители других районных и городских отделений Российского союза ветеранов Афганистана (РСВА) нашей республики также активно участвуют в этой важной и ответственной работе.
Дмитрий Денисов, фото —Дмитрий Денисов и Дмитрий Глушко.