Апрель
пнвтсрчтптсбвс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Газета ветеранского и патриотического движения Башкортостана

Испытание судьбой

Испытание судьбой

Недавно гостем Уфы был один из самых выдающихся летчиков-испытателей нашего времени, уроженец нашего города, Герой России Венер Мансурович Мухаметгареев

Венера Мансуровича можно уверено назвать человеком-легендой. Выступая на церемонии награждения в Кремле, Президент России Дмитрий Медведев назвал чествуемых «по-настоящему выдающимися гражданами нашей страны», «теми яркими людьми, которые служат своей стране долго и являются примером».

 

«Каждый из вас внес свой вклад в наши общенациональные успехи и своими достижениями способствовал укреплению нашей обороны, росту промышленности, развитию науки и культуры», — подчеркнул Президент.

Особо отметил Дмитрий Медведев летчиков-испытателей Венера Мухаметгареева и Олега Мутовина: «В самых критических ситуациях вы действовали хладнокровно, виртуозно выполняя самые сложные задачи на очень непростой технике».

Мы не могли упустить редкой и счастливой возможности встретиться с Венером Мансуровичем и попросили ответить его на несколько наших вопросов.

Венер Мансурович, за плечами долгие годы службы, Афганистан, а теперь – сложнейшая работа летчика-испытателя. Скажите, а как все начиналось?

— Все закладывалось еще в школе. Прекрасно помню те годы. Мальчишками мы мечтали стать офицерами. И видели себя только летчиками. У нас в школе был военно-патриотический кружок «Орленок», и я в нем принимал активное участие. С нами работал военрук — Талиб Зинурович Батршин: удивительно доброй и красивой души человек, участник Великой Отечественной войны. Я до сих пор его прекрасно помню и всегда с благодарностью вспоминаю. Во многом благодаря именно его рассказам о войне, о жизни офицеров, у многих из нас зародилась мечта стать офицерами и многие ее действительно осуществили — стали военными. Может быть, не все стали летчиками, по-разному судьба сложилась…

Второй яркий период — это Сызранское высшее военное училище летчиков. Там уже произошло мое формирование как кадрового военного, там я встретил много друзей, в том числе и земляка Сергея Гареева, с которым мы дружим до сих пор... Мы вместе поступали в училище.... Володя Голубев из Уфы тоже вместе с нами поступал… Приехало нас больше двадцати человек. А курсантами стали человек шесть… Конкурс был очень значительный… Училище, по большому счету, научило нас самостоятельности: заложило фундамент на всю будущую жизнь. Там мы научились достойно жить, научились летать, научились дружить…

И, конечно, Афганистан. Пребывание там очень сильно влияло на наше отношение к жизни и вообще — на взаимоотношения между людьми. Или ты полностью доверяешь своему товарищу, или… И этот опыт остался на всю жизнь.

Дальше – это школа летчиков испытателей. Она, конечно, очень расширила кругозор. Появились новые учителя. Мы пришли готовыми летчиками, нас не надо было учить летать. А вот испытывать новые машины — учиться приходилось. А после испытательных полетов мы уже сами должны были конструктору объяснить, как машину усовершенствовать, чтобы летчикам было удобно, безопасно летать и не испытывать при этом проблем.

Испытывая новую систему, новое оборудование или новый вертолет, постоянно учишься чему-то новому. Сейчас я и сам являюсь инструктором в школе летчиков-испытателей, пытаюсь передать свой опыт тем, кто уже придет на смену нам.

А чем стал для вас Афганистан?

— Это, конечно, люди, с которыми довелось служить… Там, в боевых условиях, люди очень быстро раскрываются. Если в обычной жизни можно десять лет прослужить вместе и так до конца и не узнать, не понять, человека, то там, в условиях реальных боевых действий — через две-три недели ты уже видишь, кто есть кто на самом деле. Боевая и, скажу прямо — стрессовая, обстановка позволяла очень быстро узнать человека, и это, наверно, самое большое отличие войны от мирной жизни. И в этом смысле Афганская война и Великая Отечественная война в чем-то очень схожи…

Были, наверно, и такие моменты, когда думалось: а не последний ли это полет в моей жизни?

— Что скрывать, конечно, такие моменты были. Вспоминается операция «Эскаполь»… Мы тогда летали в горы… Начинали с больших высот: считалось, что это безопаснее. Но именно в это время душманам попало много стингеров, и командир, я думаю, принял единственно правильное решение: летать на предельно малых высотах… А местность — пересеченная, машина — тяжелая, с ракетами, да еще и жара… Ми-8 быстро набирали высоту, а Ми-24, на которых я летал, вели себя иначе… Летим. Через некоторое время вижу — впереди горная стена: чувству, что развернуться уже не успеваю, и высоту набрать тоже, похоже, не удастся… Вот и думаешь… В такие моменты, я считаю, просто везло. Спасибо технике – не подвела! Спасибо ее создателям! И тот перевал мы все же перетянули…

Что бы вы пожелали ребятам, которые мечтают пойти по вашим стопам, стать военными, стать летчиками…

— Мы как раз были в гостях у курсантов Уфимского кадетского корпуса. Мне очень понравилось, что есть много ребят, желающих учиться именно в кадетском корпусе. Мне рассказывали, что конкурс бывает — до двадцати человек на место. И начальник кадетского корпуса выразил сожаление, что корпус не может принять всех желающих.

Я считаю, что это очень здорово, если у молодых людей есть желание стать офицерами, защитниками Отечества, настоящими мужчинами. С другой стороны, как выяснилось, большинство выпускников кадетского корпуса — а это ребята уже с первоначальной летной подготовкой, не имеют возможности продолжить учебу по избранной специальности. В настоящее время у нас в стране одно единственное училище, которое готовит военных летчиков, — Краснодарское. В прошлом году прием был минимальный. В этом году приема нет вообще. Представьте, что ребята проучились шесть и больше лет, мечтают стать военными летчиками, а такой возможности у них нет… Впрочем, наверно, всегда можно найти выход из положения. Например, руководство кадетского корпуса предлагает ребятам подумать о гражданской авиации.

А что пожелать ребятам? Наверно — стойкости, потому что на их пути будет еще немало всяких преград и проблем. И, если не будет твердого характера, если опустятся руки, — никогда своей цели не добьешься. Каждый сам выбирает свой путь, свою судьбу. Но испытание на соответствие заданной планке – самое трудное. Берегите честь смолоду. Ну и, конечно, успеха и удачи!

Спасибо за беседу!

Дмитрий Денисов.

Наша справка.

Мухаметгареев Венер Мансурович — летчик-испытатель летно-испытательного центра федерального государственного унитарного предприятия «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова» (ЛИИ), майор запаса. Герой России.

Родился 22 декабря 1961 года в городе Уфе в рабочей семье. В 1979 году Венер Мухаметгареев окончил среднюю школу №109 Орджоникидзевского района города.

В Советской Армии с 1979 года. В 1983 году окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков, служил в строевых частях Военно-Воздушных Сил СССР. В 1986— 1987 годах— в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан участвовал в боевых действиях. Был командиром вертолета Ми-24, на котором с экипажем совершил сто сорок три боевых вылета, за что был награжден орденом Красной Звезды.

С 1988 года капитан Мухаметгареев — в запасе. В 1989 году окончил Школу летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР. С октября 1989 года — на летно-испытательной работе.

В личном послужном списке указано: летчик-испытатель Венер Мухаметгареев на высоком профессиональном уровне провел сертификационные испытания вертолета Z-11; испытания силовой установки вертолета Ка-50; существенный объем испытательных работ на вертолетах Ми-34 и Ка-32 по тематике ЛИИ имени М.М. Громова. В 1997 году В.М. Мухаметгарееву присвоена квалификация «летчик-испытатель 1-го класса». За годы летно-испытательной работы принимал участие в испытаниях вертолетов гражданского и военного назначения, таких как Ми-8МТВ, Ми-19, Ми-24, Ми-28Н «Ночной охотник», Ми-34, Ми-171, Ка-27, Ка-29, Ка-31, Ка-32, Ка-50 «Черная акула», Ка-126, Ка-226, АНСАТ, Z-11.

Указом Президента РФ от 20 июля 2005 года № 851 «за мужество и самоотверженность, проявленные при испытании авиационной техники в условиях, сопряженных с риском для жизни, летчик-испытатель лётно-испытательного центра федерального государственного унитарного предприятия «ЛИИ имени М.М. Громова» Мухаметгареев В.М. награждён орденом Мужества.

Указом Президента Российской Федерации  от 4 июня 2008 года за мужество и самоотверженность, проявленные при лётных испытаниях, и проявленные при этом мужество и героизм, лётчику-испытателю лётно-испытательного центра федерального государственного унитарного предприятия «ЛИИ имени М.М. Громова» Мухаметгарееву Венеру Мансуровичу присвоено звание Герой Российской Федерации с вручением особого знака отличия - медали «Золотая Звезда» (№ 916).

Майор запаса, 305-й Герой (Советского Союза и России), чья судьба связана с Башкирией, Венер Мухаметгареев живет и работает в городе Жуковском Московской области.

НА ФОТО: боевые товарищи Венер Мухаметгареев и Сергей Гареев в Уфе.

Опубликовано 1 сентября 2011 в рубрике Жизнь - подвиг
Подпишитесь на наш телеграм-канал: @boevaya_vysota

Подписка

Важные страницы

Все рубрики