Герои недавнего американского фильма-катастрофы, рассказывающего об «очередном конце света», спасаются на самолете АН-225 «Мрия»… «— Папа, а это действительно самый большой самолет в мире? – спрашивает мальчуган. — Конечно! Он же русский!» Инспирированный США кризис в Украине, похоже, кажется нашим «заокеанским партнерам» удобным поводом лишить эту страну будущего…
Так, распоряжением самозванного Кабмина №340-р от 9 апреля с должности главы правления государственного авиастроительного концерна «Антонов» уволен Дмитрий Кива. Телеканал «Россия 24» показал репортаж, в котором, в частности, рассказано о том, что формально хунта отомстила Дмитрию Киве за то, что он не отпускал сотрудников предприятия на майдан. Сейчас Дмитрий Кива в больнице с инфарктом, а персонал государственного авиастроительного концерна «Антонов» готов перекрывать киевские улицы (на этом предприятии работает несколько тысяч человек). Поступают сведения о том, что хунта уже назначила вместо Кивы какого-то своего директора-могильщика прославленного на весь мир предприятия, но коллектив против назначенца: под руководством нового директора вся документация утечёт к Боингу или ещё куда-нибудь в штаты, после чего предприятие практически будет уничтожено.
Ещё один тревожный сигнал совсем недавно поступил из Запорожья. Запорожцы готовятся к обороне одного из ведущих заводов в мире по производству авиадвигателей. Поддержать оборону завода к населению обратилось руководство ОАО «Мотор Сич»...
Нечто похожее сейчас творится на других предприятиях обороннопромышленного комплекса Украины.
Появились первые сообщения о намерении новых прозападных властей Украины уничтожить ту часть ее военно-промышленного потенциала, которая не интересует Европу и США. Вскоре после победы Майдана в украинских СМИ промелькнули сообщения о возможной передаче площади КБ «Антонов» в украинской столице под коммерческую застройку. Напомним, что ранее все попытки КБ «Антонов» продвигать новые самолеты Ан-70 и Ан-148 на западных рынках потерпели неудачу. «Антонов» также проиграл тендер НАТО на поставку военно-транспортных самолетов для нужд альянса.
Готовность остановить заводы, на которых работают десятки тысяч человек (на одном только «Южмаше – 7 тыс. сотрудников) показывает, что Киев будет выполнять волю Запада невзирая ни на какие издержки. Велика вероятность, что в случае ликвидации сопротивления на Юго-Востоке Киев в рамках «перепрофилирования» экономически и физически разрушит военно-промышленные комплексы Харьковщины и Днепропетровска. То есть, сделает так, чтобы производство на них не подлежало восстановлению. Между тем, именно судьба этих предприятий определит развитие отношений Украины и России, для которой разрыв данных связей чреват более тяжелыми последствиями, чем все санкции ЕС и США. Поэтому не удивительно, что, по мнению военных экспертов, одним из главных аргументов в пользу решения о возможном вводе российских войск на юго-восток Украины, является как раз необходимость установления контроля над его военно-промышленным комплексом.
И чем больше приходит тревожных новостей, тем всё более мы убеждаемся: нынешняя американская администрация руками киевской хунты уничтожают украинский обороннопромышленный комплекс. И прежде всего – авиастроение.
На фоне эскалации напряженности в Украине мы посчитали важным познакомить наших читателей с беседой Вячеслава Богуслаева – главы крупнейшего украинского предприятия «Мотор Сич», на двигателях которого летает пол-России, и журналиста Ольги Божьевой о перспективах сотрудничества России и Украины в такой важнейшей и высокотехнологичной области, как авиастроение. Интервью печатается с сокращениями. Но его главный смысл понятен: это просто невероятно! Дипломаты Европы, США и России в кровь бодаются из-за Украины. Крым готовится к отделению. НАТО демонстративно играет мускулами у наших границ. Люди спорят: дойдет дело до войны или нет? А в это же самое время представители российской и украинской «оборонки», которые до того целых два десятилетия не могли договориться о нормальном сотрудничестве, обсуждают общие планы глубинных преобразований промышленности Украины и России — сюрреализм какой-то! В это невозможно было бы поверить, если бы об этом рассказал кто-то другой, не Вячеслав Богуслаев — человек, известный тем, что без оглядки на чины и звания всегда резал правду-матку и своим, и чужим, Герой Украины, депутат Рады от Партии регионов, глава украинского предприятия «Мотор Сич».
Вячеслав Богуслаев: «Не знаю, может быть, разговоры о возможном подписании соглашения с Евросоюзом об ассоциированном членстве – это какая-то политическая «игра в страшилки», но для наукоемких предприятий такое вхождение – это моментальная гибель».
Однако при всем при этом Вячеслав Александрович абсолютно спокойно говорит о том, что отношения украинских авиастроителей с их российскими партнерами в последнее время значительно улучшились. Особенно после 17 декабря 2013 года, когда президенты наших стран подписали протокол о промышленном сотрудничестве. Документ, по его словам, «закрепляет самые серьезные, глубинные преобразования и изменения в отношениях производственных предприятий Украины и России», благодаря чему двигателестроители двух стран на паритетных началах создали в Москве единый инженерный центр и теперь вместе будут строить авиационные двигатели.
— Я к этому шел много лет, — спокойно рассуждал Богуслаев, — все время предлагал создавать двигатели вместе то с одними заводами и КБ в России, то с другими. Но долгое время это был разговор слепого с глухим. И вот наконец-то мы договорились.
— Вячеслав Александрович, вы говорите так, будто между Россией и Украиной ничего не происходит. Обращаетесь к документам, подписанным Януковичем...
— И что? У нас масса документов, подписанных еще Чубайсом. Не отменять же их теперь.
— У вас нет радио, телевизора? Вы не знаете, что наши страны сейчас на грани войны?..
— Не знаю, какой телевизор смотрите вы, но я живу в Украине и никакой «грани войны» оттуда не вижу. Да, люди, живущие в разных областях, требуют, чтобы больше обращали внимания на их права. Это привело к большому выплеску эмоций. То, что происходит в Крыму, — другого плана события. Но давайте так: я занимаюсь экономикой и никогда не поведу своих людей выламывать тротуарную плитку, строить баррикады, иначе я сорву совместные программы с Россией, Китаем и Индией.
— А как дела у киевской фирмы «Антонов»? Они ведь госпредприятие и сильно зависят от власти. Им хуже, чем вам?
— Нет. У антоновцев я бываю почти каждую неделю. Глава фирмы «Антонов» Дмитрий Семенович Кива заканчивает Ан-178 — просто красавец самолет! Я влюблен в него. Длинный такой, с хорошей рампой. От меня они требуют для него двигатели повышенной мощности — на 8,5 тонны тяги. Мы их дадим в августе. У Кивы подписаны с Россией и соглашения по транспортному самолету Ан-148Т — более 150 самолетов надо сделать за 4 года. Он колоссальную работу провел по модернизации Ан-124 «Руслан»: по кабине, авионике, электрообеспечению, улучшил систему погрузки-выгрузки… Так что работы у него много.
— Антоновцы тоже продолжают общаться с российской стороной?
— Конечно. Вот глава ОАК Михаил Погосян недавно был в Киеве. Два раза подряд туда приезжал. Они с Кивой сейчас очень хорошо сотрудничают. Я с ним тоже общался по двигателям. Он, кстати, уже не требует замены наших двигателей.
— А что с двигателями на Як-130, Бе-200, Ан-148, для «Вертолетов России»?
— Их объемы на этот год выросли от 7% до 20%.
— А у вас нет опасения, что новые киевские власти скажут: протокол сотрудничества с Россией больше неактуален, с этой страной дела лучше не иметь?
— Нет. Есть международные договоры и требования, и никуда нам от них не деться. Какое бы там правительство в Киеве ни было, оно понимает, что в прошлом году мы заплатили в казну миллиард гривен налогов — это приблизительно 100 млн долларов. Кто откажется от такого, тем более, если казна пуста? Мы уже пережили несколько революций. И я знаю, что через полгода мы забудем про все эти события, так же, как забыли про «оранжевую революцию». Никто толком уже не помнит, кто ее делал, где ее лидеры. Так же забудут и нынешних. А наши соглашения и обязательства останутся. И мы их обязательно будем выполнять.
— Считаете, украинские события не коснутся сотрудничества наших стран?
— Никоим образом. Не переносите политические разногласия на экономику. К нам уже сейчас обращаются новые руководители страны (неважно, легитимные они или нет) и просят не прекращать работу и не сокращать рабочие места.
— Скажите, коснулись ли вашей продукции проблемы таможни и границы?
— Нет. Я очень благодарен таможенным комитетам России и Украины, которые сделали для нас специальное окно. Оно действует для всех предприятий России и Украины, которые работают по авиационной тематике. Таможенные войны, когда сыр или конфеты куда-то там не пускали, к нам не имели никакого отношения.
— Странно как-то: в стране революция, Майдан бурлит, а у вас сплошные улучшения…
— Когда они начались, еще не бурлило. Бурлит сейчас. До февраля я и понятия не имел, что это за «Правый сектор» такой, кто такой Ярош. Хотя еще в 2000 году как депутат Рады делал официальный запрос в правоохранительные органы, где указал деревню, в которой был организован лагерь по подготовке боевиков. Мне тогда пришел ответ, что это, дескать, лагерь выходного дня. Туда приезжают с семьями, едят арбузы и жарят шашлыки.
Так что подтверждаю: боевиков против нас готовили давно. Но если сегодня власть захватили вооруженные люди с Западной Украины, это не значит, что Восточная Украина стала вдруг сателлитом этой группы людей. Мы работаем. Мы сильные. Хотя у нас идут непростые процессы.
На Украине практически не было области, края, где бы в разное время не создавалась автономия. К примеру, в Тернопольской области была Тернопольская советская республика, которая просуществовала всего один год. Потребность людей, связанных со своей землей, на самоуправление этой землей, ее экономикой была, есть и будет. Все президенты Украины обещали решить этот вопрос. Но не решили.
— Вы не боитесь, что после таких слов вас запишут в сепаратисты и обвинят в попытке раскола Украины?
— Чего мне бояться? Я всегда выступал за федеративное устройство Украины. У нас в каждом учреждении стоит бюст Грушевского — первого президента Украинской народной республики. Он говорил, что Украина не может быть унитарным государством. Она должна быть федеративной республикой. Или первый премьер-министр Винниченко. Почитайте его труды. Он тоже писал: Украина не должна быть моногосударством.
Ведь посмотрите, в 1945-м война закончилась, и немцы не восстановили свое государство как единое унитарное. Они сделали федерацию. Попробуйте сейчас кого-то из жителей Мюнхена назвать немцем. Он страшно возмутится. Там говорят: «Мы баварцы». У нас в Черновцах — тоже, даже на местном театре там написано: «Буковинский драматический театр». Потому что эта земля — Буковина. А прилетите во Львов — там в аэропорту встречает вывеска: «Вас вітає Західна Україна!». Именно Западная.
Когда еще 15 лет назад я стал говорить о федеративном развитии Украины, у нас был такой депутат Литвин — спикер, глава президентской администрации. Ему в Америке, в командировке, кто-то из украинской диаспоры пожаловался: Богуслаев, дескать, хочет федерализации Украины, это раскол! Литвин заявил: приеду домой, с ним разберусь. И где теперь Литвин? В Раде сидит тихонько рядом — обычный депутат, как и я. Ему бы в то время прислушаться к Богуслаеву, заняться федеративным устройством страны, — не было бы всего этого сегодняшнего базара.
— Вы не открестились от членства в Партии регионов?
— Нет. Я же не Янукович. У меня из 27 тысяч работающих более 2 тысяч — члены Партии регионов. Что они обо мне подумают?
— Вы в Раде сейчас бываете? Как там состояние вашей фракции?
— Она уменьшилась процентов на 30. Но ничего, сейчас готовимся к съезду. Он пройдет 15-го числа в Донецке. Будем менять устав, руководство. Те, кто подвел нас, подвел людей, уйдут. Мы сейчас испытываем сильное давление. Но мы стоим на своем: хотим, чтобы у нас на востоке страны было региональное управление областей.
— Ваш прогноз на развитие ситуации?
— Федеративное развитие страны — это будущее Украины. Другого пути нет.
— А в противном случае?
— Напряжение будет только расти.
— Но кто сегодня осмелится ставить вопрос о федеративности?
— Мы. Именно этим мы и занимаемся сейчас. Для начала людям надо объяснить нашу позицию. Но многие этого не хотят. В этом вопросе мы всегда ощущали сильный прессинг. Вот, к примеру, закарпатские русины требовали восстановить то устройство, которое у них было еще при Австро-Венгрии. Так их лидера осудили. И кто это сделал? Люди Януковича. Объявили его раскольником. А какой он раскольник, если кругом федерации: Россия, США, Германия… Швейцария вообще конфедерация, там кантоны на правах государств и четыре государственных языка.
В Португалии в горах есть село, где жители говорят на непонятном для всех языке. И этот язык назван государственным — да на здоровье! — хотя в Лиссабоне им никто и не пользуется. А что наши майданутые сразу сделали? Сразу отменили закон о языках.
— Но это решение и.о. президента не утвердил.
— Да, но Рада проголосовала! А что не утвердил — мудро поступил. Вон как все сразу вспыхнуло.
— Как вы оцениваете опасность национализма на Украине?
— Опасность самая высокая. Это реальность и большая угроза внутреннему устройству государства.
Но еще большая угроза — сплошная безработица. Вы понимаете, у нас молодежь брошена. У 17–18-летних руки чешутся, мозги кипят, они сбиваются в стаи. Ведь баррикады в Киеве строили русскоязычные ребята. А теперь, когда те ушли, я у своих майданутых спрашиваю: это вы баррикады строили? Они молчат. А кричали на этих баррикадах «вперед!» тоже по-русски. Понятно, что все выступали против прогнившей системы: эти «смотрящие» из Донецка всех уже допекли. Но проблемы-то не решены. А значит, напряжение и дальше будет возрастать. Выступают те, кто не занят делом.
…Сложно все это. Но оптимизм все же есть: будет промышленность, будут рабочие места, будем жить.
Еще по теме… Первым делом – самолеты: перспективы отрасли
Авиационная промышленность играет особую роль в экономике Российской Федерации, она обеспечивает более 400 тысяч высококвалифицированных рабочих мест и вносит существенный вклад в ВВП страны. По данным Минпромторга, в стране работает 248 предприятий авиационной промышленности, в числе которых производители авиационных компонентов, а также учреждения сферы науки и технологий.
Мировой рынок самолетов и вертолетов, авиационных систем и компонентов демонстрирует значительный объем и стабильный рост на протяжении последних десятилетий. Ожидается, что основной движущей силой развития авиационной отрасли останется рост пассажиро- и грузопотоков, которые к 2025 году вырастут соответственно в 2 и 2,3 раза. При этом к этому времени объем мирового рынка авиационной продукции вырастет в 2,1 раза, что составит 595 млрд долларов. В этот период ожидается еще большее смещение спроса из Европы — основных рынков авиационной техники на сегодняшний день — в направлении Азии, что не только откроет новые возможности для развития сегодняшних мировых лидеров авиастроения, но и даст шанс новым игрокам на глобальном рынке авиационной техники.
В «Основах государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года», утвержденных Президентом РФ в апреле 2012 года, в качестве объективной необходимости, от которой зависит обеспечение безопасности, социально-экономического и инновационного развития Российской Федерации, указывается реализация авиационного потенциала.
Авиационная промышленность играет системообразующую роль в экономике Российской Федерации: благодаря тесной связи с другими обеспечивающими отраслями ее развитие как одной из наиболее наукоемких и инновационных отраслей экономики способно оказать значительное влияние на темпы перехода страны на инновационные рельсы развития. Кроме того, авиационная промышленность оказывает ключевое влияние на формирование машиностроительного комплекса страны, обеспечивая развитие трудового потенциала Российской Федерации.