Командир авиационного полка – подполковник Халитов Ильдус Минибаевич находился в составе Ограниченного контингента Советских Войск в Афганистане с1986 по 1987 год. Награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени.
После окончания с Золотой медалью средней школы, ему пророчили блестящее поступление в вуз или университет. Но Ильдус был не преклонен в своем выборе – только летать! В 1968 году поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков, а в 1984 уже закончил Военно-воздушную Академию им. Ю.А.Гагарина.
Свое первое назначение в Какбул получил в качестве летчика-инспектора – начальника воздушно-огневой и тактической подготовки ВВС 40-й Армии. Затем – в Кундуз, старшим авиационной группы в Файзабад и, наконец, командиром авиационного полка в самое пекло – в Кандагар. Летал на боевых вертолетах МИ-8 и МИ-24.
В качестве летчика-инспектора – начальника воздушно-огневой и тактической подготовки постоянно находился в перелетах между гарнизонами воинских частей, расследуя авиационные происшествия, осматривая места крушений и выясняя их причины. Результаты этой работы обобщались и становились тем бесценным опытом, который помогал тогда и помогает теперь другим летчикам в самых критических боевых ситуациях находить оптимальные решения и, тем самым, спасая десятки, а, может быть, и сотни жизней.
Но пробыл он инспектором недолго. Был назначен боевым командиром. Сам совершил 426 боевых вылетов.
Редкий вылет обходился без попадания под обстрел. Машина, порой, возвращалась на аэродром с пробоинами.
– Это было само собой разумеющимся, – вспоминает Ильдус Минибаевич. – На войне без этого не обходится. Но наши вертолеты очень живучие: если не повреждено рулевое управление или двигатель – ничего страшного!
Какой период службы был самым сложным? Ильдус Минибаевич отвечает: «На войне легко никогда не бывает, но об этом никогда и не думаешь, просто выполняешь свою работу…»
И все же припомнил один из эпизодов, случившийся под Файзабадом. Здесь постоянно находился сводный отряд от 3-й и 4-й эскадрилий полка (по звену Ми-8 и Ми-24). Вернувшись с боевого вылета, встречает взволнованного командира пехотного полка. Тот, почти с мольбой, объясняет: нужно спасать взвод бойцов, у которого кончаются боеприпасы. Иначе – духи возьмут ребят в окружение и уничтожат. Полеты в этот день уже закончились и летчики отдыхали. И тогда подполковник Халитов всю ответственность взял на себя. На боевом вертолете Ми-24 в сопровождении еще одного экипажа на Ми-8 вылетел на подмогу бойцам. Успели вовремя. Взвод был спасен от неминуемой гибели. И это только один случай из бесконечной череды военных будней.
– Мы были военными летчиками, выполняли свой долг, а героями, я считаю, были те, кто рисковал своими жизнями, будучи даже далекими от военной службы людьми, например – Иосиф Давыдович Кобзон, Александр Яковлевич Розенбаум, многие другие, которые прилетали в Афган, чтобы поддержать дух наших бойцов. С Александром Розенбаумом я, кстати, встречался лично. Он, очень уставший, вернулся в Кабул из Кандагара и должен был отдохнуть в офицерском общежитии. Помню, ему, в качестве сменной одежды, выдали новую, но очень помятую «афганку»… А тут два безусых солдатика набрались смелости и попросили Александра Яковлевича спеть для них, поскольку им не довелось побывать на его концерте... И, что вы думаете? Александр Яковлевич, несмотря на усталость, спел для них и еще нескольких офицеров свои песни. Это было, конечно, незабываемое впечатление!
И теперь, после всех пережитых военных передряг, Ильдус Минибаевич вспоминает Афганистан все же с чувством некоторой ностальгии:
– Никому не пожелаю оказаться на войне, но именно там я увидел, как проявлялись лучшие человеческие качества, сердца были открыты, души были открыты, не было притворства, каждый был самим собой, без лицемерия. Если бы и в мирное время мы жили так, без обмана и фальши, человечество было бы счастливо!
Дмитрий Денисов.
На снимках: И.М.Халитов; летчики Кундузского авиационного полка, в центре подполковник И.М.Халитов (зима 1987 г.).