Одним из тех, для кого Афганистан стал частью судьбы известный предприниматель Рамиль Бигнов
До командировки в Афганистан Рамиль Имамагзамович возглавлял Башкирский областной студенческий строительный отряд. О том, какую роль в семидесятые восьмидесятые годы играли студенческие строительные отряды старшему поколению рассказывать не надо. Бойцы студенческих строительных отрядов в летний период, свободный от учебных занятий, принимали участие едва ли не во всех народнохозяйственных стройках. И было это движение исключительно живым, инициативным, лишенным всякого формализма. Объяснялось это просто: молодые ребята-студенты с большим удовольствием принимали активное участие в этом движении, потому что оно давало реальную возможность заработать. И было это значительным подспорьем к студенческой стипендии. Впрочем, движение студенческих строительных отрядов сегодня постепенно возрождается…
А тогда, в далеком 1986 году командировка в Афганистан Рамилю Бигнову не сулила ничего, кроме огромного риска. Когда Рамиль в первый раз обратился с просьбой направить его в Афганистан, он встретил удивленные глаза ответственного работника и решительный отказ. Но Рамиль продолжал настаивать. И, поскольку рвался не вверх по карьерной лестнице, а кудато в пекло, в конце концов получил «добро».
Так в 1986 году он попал в Афганистан. И продолжалась его командировка до 1988 года.
Огромную роль в течение всего времени пребывания в Афганистане советского контингента войск играли нашли советники военные и гражданские. Военные советники вообще были первыми, кто приступил к работе в Афганистане еще до того, как первый солдат пересек советско-афганскую границу. Среди гражданских советников существовала особая группа советники по делам молодежи. Их задачей было оказание помощи становлению молодежного крыла Народно-демократической партии Афганистана Демократической организации молодежи Афганистана (ДОМА).
В любом обществе будущее принадлежит молодежи. Это неоспоримый факт. Поэтому неудивительно, что молодежь всегда оказывается в центре внимания. Афганистан со всеми его особенностями не исключение...
К тому времени Рамиль уже был состоявшейся личностью. Поэтому, заранее представлял место будущей работы без излишней романтики. Однако, ожидания – это одно, а реальность всегда другое.
Работа советника по делам молодежи заключалась в том, чтобы идеи народно-демократической революции стали понятны молодым афганцам. Но это формальная сторона вопроса. На практике же дело обстояло так: примкнут ли молодые афганцы в том или ином кишлаке к местному бандформированию или займутся мирной работой? Вот дилемма! Если второе - уже успех. А поэтому, едва ли не каждый день, садись советник на «броню» и мчись в очередной кишлак вести бесконечные переговоры и беседы со старейшинами, мужчинами, молодыми парнями, рассказывай, убеждай. И делай все это, ежеминутно рискуя жизнью.
– Если вы спросите, с чем сегодня для меня ассоциируется Афганистан, – размышляет Рамиль Имамагзамович, – я скажу так: БТР, или, как там именовалась эта техник – «броня», и автомат Калашникова в руках. Зимой и летом одним цветом. А еще – лица афганцев: добродушных, внимательных, «себе на уме», или откровенно враждебных… Бывало всякое. Вот такой была эта командировка.
Но мы все тогда были чуточку идеалистами и твердо убеждены, что выполняем интернациональный долг, оказывая помощь афганскому народу в строительстве новой, лучшей жизни.
– Сам я по профессии строитель. И не только по профессии – по душе, строитель по самому своему существу. И в Афганистане, помимо бесконечных разговоров и бесед с простыми афганцами о будущем Афганистана, нашел для себя и другое дело: решил построить школу: большую, красивую, современную… Вот просто решил для себя и все. Добивался решения бесконечной вереницы сопутствующих вопросов в бесконечных инстанциях, а потом водил колонны по 30 – 40 автомашин со всеми необходимыми строительными материалами в Кабул аж из Челябинской области через Термез и Соланг в Кабул. Школа получилась на загляденье, из двух корпусов. Снова побывал в Афганистане в 2006, в 2007 годах. Смотрю – стоит моя школа…
Советский Союз в Афганистане вообще много строил. Сегодня в списке на восстановление значатся 142 объекта промышленности и инфраструктуры. Большинство из них начали строить задолго до ввода советских войск в Афганистан. Советские специалисты участвовали в возведении двух гидроэлектростанций на реке Кундуз и реке Кабул. При содействии СССР также была построена сеть нефтяных баз и газопроводов. Кроме того, среди ключевых «советских» объектов в Афганистане завод азотных удобрений в Мазари-Шерифе, там же был построен жилой поселок и строительная база, международный аэродром в Кабуле со взлетно-посадочной полосой, авторемонтный завод в афганской столице, аэропорт «Баграм» со взлетно-посадочной полосой. Одним из важнейших было строительство сети автострад, в частности дороги через перевал Соланг. Советский Союз построил и мост Хайратон, по которому позднее выводил свои войска из Афганистана. Магистраль из Герата, шедшая параллельно границе с Ираном до Кабула и далее до Кандагара (дорога связала север и юг страны) также была построена при техническом содействии Советского Союза. Москва не только отправляла в Афганистан высококвалифицированных специалистов, но и предоставляла афганской стороне кредиты, а также необходимую технику и оборудование. По оценкам экспертов, до того, как эти объекты в ходе войны были разрушены или заброшены, они приносили больше половины национального дохода Афганистана.
– Сейчас самому удивительно вспоминать все свои «приключения с риском для жизни», а тогда вроде как-то все получалось само собой. Однажды рано утором с одной из своих автоколонн на подходе к Солангу у Хиджанта попали под серьезный обстрел. Еле выбрались. Ребята на «броне» вовремя подоспели спасибо им! вытащили нас из переделки. Потом их командир долго дивился, как это я решился вести колонну на одном армейском «уазике» с одним автоматом, ящиком патронов и ящиком гранат… Было в этом, конечно, что-то безрассудное, лихое… Но что поделаешь, такие уж мы тогда были: молодые, безрассудные, одержимые, торопились жить и строить… Слава Богу, и тогда все обошлось без жертв…
Один из участников и свидетелей тех событий – известный публицист и писатель Александр Карелин – так вспоминает о том времени:
«Рамиль Бигнов жил в Баграме, а провинциальный комитет ДОМА находился за 25 км в Чарикаре. Дорога шла через печально известную чарикарскую «зеленку». Обелиски на этом участке встречаются намного чаще, чем километровые столбики на наших шоссе. Насквозь пропитана кровью эта дорога. А он ездил по ней ежедневно. Ездил, чтобы помочь активистам ДОМА строить школу. Ездил, когда вроде бы никто не заставлял... Действительно, каждая поездка могла оказаться для него последней. Трудно представить в нашей мирной жизни, что каждый раз, выходя на работу, не знаешь, вернешься ли домой...»
Советники, особенно гражданские, были, пожалуй, последними из тех, кого представляли к наградам… Но Рамиля Бигнова награды стороной не обошли: он награжден советским орденом «Знак Почета» и афганским орденом «Орден Храбрости».
– Сказать, что сейчас о чем-то сожалею, нет, не могу. Все делал правильно. Вернулся бы в те годы прошел бы все заново. А в том, что не все получилось, не всегда наша вина. Неоднократно встречаясь с тогдашним лидером Афганистана Наджибуллой, всегда чувствовал в нем некую уверенность, спокойствие. А значит – работали не зря. Все, что случилось потом, многие из нас переживали как личную драму или даже трагедию.
Тот же Александр Карелин так оценивает работу советских советников по делам молодежи в Афганистане.
– Более девяти лет находились эти «молодежные советники» в Афганистане. Этой стране были отданы их лучшие годы, здоровье, а порой и жизни. Зачем? Во имя чего эти парни рисковали собой, подрывались на минах, валялись в госпиталях? Что сделано ими и не зря ли? Нет, не зря. Главный итог работы «молодежных советников» в том, что с их помощью в стране была создана массовая молодежная общественно-политическая организация. Пять тысяч членов было в ДОМА в 1978 году, 220 тысяч в 1988 году. Стоит оговориться, что быть членом ДОМА в Афганистане отнюдь не то же самое, что было быть комсомольцем в СССР. За принадлежность к организации душманы подвергали таким изощренным издевательствам, что не приснится даже в кошмарном сне.
Да, не все среди этих 220 тысяч искренне были преданы делу революции, в случае опасности, как и предполагалось, часть из них отошла в сторону. Но костяк, ядро осталось. Революция дала им хлеб, образование, работу, жизнь, наконец. И за нее они пошли до конца. После вывода советских войск из Афганистана, когда западные политики предсказывали немедленный крах режима Наджибуллы, именно эти молодые люди стали опорой правительства, которое продержалось еще несколько лет. Эти молодые люди не хотели мириться с отсталостью и нищетой Афганистана. Они видели другую жизнь. И таких ребят было очень много по всей стране.
Наши советники заронили в почву зерна, которые не могли не дать добрые всходы. Это ли не итог успешной работы?
Дмитрий ДЕНИСОВ.