Декабрь
пнвтсрчтптсбвс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Газета ветеранского и патриотического движения Башкортостана

ФУТБОЛ ПОД АВТОМАТАМИ

ФУТБОЛ ПОД АВТОМАТАМИ

Спустя 25 лет после вывода советских войск из Афганистана бывшие враги – советские ветераны-«афганцы» и моджахеды – выясняют отношения на футбольных полях. В Кабуле в четверг 18 апреля прошел первый из серии Матчей Дружбы, которые должны «помирить» бывших врагов и подчеркнуть мирный характер отношений двух стран.

Один из самых заметных членов команды ветеранов Афганистана – бывший сенатор, которого все называют «инженер Ареф Сарвари». Здесь уважают образованных людей, и поэтому к их имени часто прибавляют ученую степень или профессию.

Обзор российской прессы

Ветераны Афганистана обыграли бывших моджахедов

15:11 18.04.2013 (обновлено: 17:00 19.04.2013)

Дмитрий Виноградов на Матче Дружбы в Кабуле, где встретились бывшие советские воины-интернационалисты и их тогдашние враги, болел за наших. Помогло.

КАБУЛ, 18 апр, – РИА Новости, Дмитрий Виноградов.

«Сколько русских ты убил?»

Впрочем, Ареф Сарвари – не простой инженер, в 80-е он воевал бок о бок со знаменитым «Панджшерским львом», одним из лидеров моджахедов Ахмадом Шах Масудом. В 90-ые, после ухода советской армии, когда Шах Масуд стал министром обороны Афганистана, инженер Ареф Сарвари был сенатором и начальником службы его безопасности.

Он стал известен всему миру, когда 9 сентября 2001 года пропустил к Шах Масуду двух террористов-смертников из движения «Талибан», пришедших к нему под видом журналистов. Взрывное устройство они замаскировали под телевизионную аппаратуру, и за пару минут до взрыва, унесшего жизнь Ахмада Шах Масуда, его телохранитель вышел из кабинета. Благодаря этому до сих пор не смолкают пересуды о том, что Ареф Сарвари был причастен к организации убийства своего патрона.

Сейчас этот человек стоит перед нами в футбольной форме. На матч он приезжает на черном «ЛЕКСУСЕ» и с охраной.

© РИА Новости. Дмитрий Виноградов

Ареф Сарвари когда-то был человеком Ахмада Шаха Масуда и воевал с русскими

О том, что было до вывода советских войск, Ареф Сарвари вспоминает неохотно. Он предпочитает рассказывать о том, как совсем стало плохо после ухода «шурави» (то есть русских).

«Конечно, приходилось стрелять, – нехотя признает он. – Время было такое».

Особенно ожесточенный бой был однажды, когда на базу боевиков в Панджшерском ущелье напали советские войска, желая отбить нескольких своих пленных. После ожесточенного боя моджахедам пришлось отступить, предварительно расстреляв советских пленных.

На вопрос корреспондента РИА Новости, «а сколько советских солдат вам довелось убить?» Ареф Сарвари смеется и молчит. «Это было так давно, стоит ли вспоминать? – злится переводчик. – Теперь русские нам друзья».

Шурави возвращаются домой

«Как будто домой вернулся, – делится впечатлениями бывший советский воин-«афганец» Байгабыл Майкапотов. – Дома начали строить. А так на дорогах бардак – как ездили, так и ездят. И сами дороги, кажется, стали еще хуже».

Майкапотов приехал в Афганистан впервые после того, как служил здесь в 80-х. Он мечтает поехать к знаменитому дворцу Амина, который когда-то взял штурмом советский спецназ – там его рота несла караульную службу. К самому дворцу, правда, не пускают: теперь тут, точно так же, как и 30 лет назад, несут службу «коллеги» Майкапотова – дворец превращен в турецкую базу. «Вот там мы и стояли», – машет он рукой справа от дворца. «Мое сердце сейчас выпрыгнет из груди», – ветеран явно волнуется.

Кабул производит впечатление обычного азиатского города, шумного и пыльного. Но о непростой политической ситуации напоминают КПП на каждом шагу, где стоят бесчисленные военные в самых разных формах – войска НАТО и многочисленные рода войск самого Афганистана.

Главная характерная черта местной архитектуры – высокий бетонный забор с колючей проволокой, который окружает бесчисленные и огромные по площади военные базы. Над городом постоянно кружат американские вертолеты, висят военные дирижабли с видеокамерами. Говорят, через них можно отследить малейшее подозрительное движение. Впрочем, это не спасает от терактов, которые случаются тут через день – вот и во время нашего приезда при неосторожном разминировании взорвалась мина недалеко от российского посольства.

Наша гостиница стоит в центре города, около современных зданий «Кабул Сити-Центра» – в 2009 году серьезно поврежденном от теракта.

Высокий бетонный забор с колючей проволокой окружает и небольшую гостиницу «Седар отель», где живет российская команда. На входе вместо ресепшена – настоящий дот с мешками с песком, бетонными плитами с бойницами и автоматчиками, которые осматривают каждую машину, даже с российскими футболистами, на предмет мин. В своих рекламных буклетах «Седар отель» гарантирует безопасность.

Комбат и его враги

Фото из личного архива Валерия Вощевоза.

© РИА Новости. Дмитрий Виноградов

Валерий Вощевоз был командиром батальона в Афганистане в 1986-1988 годах

Это изначально была очень странная идея – организовать «матчи примирения» между советскими ветеранами Афганистана и бывшими моджахедами, а именно – с ветеранской сборной Афганской федерации футбола. В команде много тех, кто в 80-ые воевал против советских войск. Инициативу поддержал Совет Федерации России и Национальная Ассамблея Афганистана. Затем Олимпийскому комитету Афганистана удалось добиться от ФИФА для матча официального ветеранского статуса.

«Мы считаем, что такая народная дипломатия очень нужна для дружеских отношений между нашими странами», – считает ответственный секретарь группы Совета федерации по взаимодействию с парламентом Афганистана Вячеслав Некрасов.

Надо сказать, что после вывода советский войск отношение к русским среди тех, кто раньше был настроен к ним враждебно, поменялось – из врага мы превратились в историю, абстрактное понятие. Тем более, что СССР ушел, но остались многочисленные построенные им объекты – фабрики, заводы, микрорайоны и школы.

Кроме того, сразу после вывода советских войск в Афганистане вспыхнула гражданская война. Вчерашние союзники по антисоветской коалиции перессорились. Стало понятно, что советские войска были гарантией какой-никакой стабильности в стране.

Поэтому сегодня в Афганистане можно встретить тех, кто когда-то воевал против СССР, а сегодня вспоминает русских с ностальгией и приязнью.

«Конечно, в 80-ые мы воспринимали русских как врагов, – признает один из игроков ветеранской сборной Афганистана Омон Барак Зай, бывший заместитель руководителя службы безопасности президента Афганистана. – Но когда русские ушли, стало еще хуже – ведь в Афганистане началась война».

Так что сегодня Барак Зай смотрит на русских интернационалистов как на дорогих гостей и интересных соперников по футболу.

Один из самых заметных игроков российской команды – комбат Валерий Вощевоз, командир 1-го батальона 177-го полка 108-ой дивизии. В Афганистан он приехал в 1986 году – капитаном. «Я профессиональный военный, и понял, что должен побывать на настоящей войне» – объясняет он свое решение 30-летней давности попроситься в Афганистан.

Его батальон стоял на знаменитом перевале Саланг, через который из СССР шли военные колонны – в обязанности соединения Вощевоза как раз и входило прикрытие колонн.

Уже в наше время он нашел в тех местах местного полевого командира Суфи Паянду, с бандами которого воевал два года. Бывшие враги символически помирились, и с тех пор комбат, бывая в Афганистане, каждый раз навещает Суфи Паянду в горах.

«Однажды он мне сказал: «ты нормальный мужик, жаль что мы 30 лет назад не встретились». А я ему ответил: «наоборот, хорошо, что не встретились, а то одного из нас здесь бы сейчас не было», – рассказывает Вощевоз о своих встречах. По его словам, душман прекрасно понимает его солдатский юмор.

© Фото: из личного архива Валерия Вощевоза

Советский комбат Валерий Вощевоз с полевым командиром Суфи Паянда, против которого он воевал в 80-ых

Бородатые болельщики

Несмотря на всю сюрреалистичность затеи – бывшие моджахеды будут биться против советских ветеранов – сами участники матча относятся к нему более чем серьезно. Они дважды тренируются и наблюдают за противником, оценивая их профессионализм.

Матч проходит на настоящем стадионе, недавно построенном по стандартам ФИФА. Стены офиса здесь увешены фотографиями функционеров ФИФА, приезжавших на его открытие.

Это «Олимпийский стадион», принадлежащий Афганской федерации футбола. Его ворота украшены олимпийскими кольцами, но сразу за воротами – грязь, мусор и лужи. Впрочем, само покрытие вполне приличное. Стадион надежно охраняется автоматчиками.

© РИА Новости. Дмитрий Виноградов

Российским «афганцам» пришлось играть в Кабуле на недостроенном стадионе

Трибуны полны болельщиками – среди них выделяются девушки в хиджабах с флагами Афганской федерации футбола и старики в традиционных одеждах, напоминающих наши медицинские халаты. Настроение у всех праздничное. Каждый удачный проход своих они встречают криками и аплодисментами.

© РИА Новости. Дмитрий Виноградов

Афганские болельщики на Олимпийском стадионе в Кабуле

Вернуться в молодость

Первый тайм заканчивается вничью, хотя инициатива явно принадлежит хозяевам. В перерыве тренер Виктор Колобаев инструктирует игроков: «Больше движения. Два-три касания – и отдавай мяч. Чуть устал – поднимай руку и уходи на замену».

Возрастным игрокам трудно бегать, как молодым, поэтому по правилам ветеранского футбола допускается неограниченное количество замен. Зато все желающие смогут выйти на поле.

«Наши играют дружно, но тут очень жарко», – признает наш тренер. – У афганцев хорошая команда, мяч контролирует».

В первом тайме «шурави» остаются в меньшинстве – наш вратарь по ошибке отбивает мяч из штрафной зоны. Это нарушение, и игрока удаляют. Советские ветераны остаются в меньшинстве, инициатива, кажется, окончательно уходит к афганцам. Но тут происходит чудо – Александр Крупский почти случайно забивает гол. Несмотря на давление афганцев, до конца матча русским удается сохранить преимущество: счет остается 1:0.

Окончание игры трибуны встречают аплодисментам, а игроки братаются на поле.

© РИА Новости. Дмитрий Виноградов

Памятный вымпел в честь матча между "афганцами" и бывшими моджахедами

Александр Крупский, автор единственного гола, не может сдержать слез. Он служил тут разведчиком-корректировщиком на базе «Теплый стан» в пригороде Кабула, и осенью 1980 года участвовал в матче сборной 40-ой Советской армии против сборной Афганистана. Русские, среди которых оказалось много профессиональных футболистов, тогда выиграли со счетом 4:3.

В мае 1981 года Крупский из Афганистана уехал, и с тех пор не был тут ни разу. «Я не мог представить, что еще сюда приеду. Не знал, что сюда можно вот так запросто съездить. Понимаешь, я как будто в молодость вернулся. Ведь наши молодые годы прошли тут, на земле Афганистана», – говорит он.

РИА Новости http://ria.ru/ocherki/20130418/933332410.html#ixzz2QwWPPaoZ

Подпишитесь на наш телеграм-канал: @boevaya_vysota

Подписка

Важные страницы

Все рубрики