Продолжается интенсивная подготовка к проведению футбольного Матча Дружбы в Афганистане. Представляем кандидатов в нашу ветеранскую футбольную сборную. Сегодня наш собеседник – Валерий Алексеев.
Валерий Александрович Алексеев не пропускает ни одной тренировки, которые накануне Матча Дружбы становятся все более и более интенсивными.
— Сегодня для меня футбол — это словно возвращение в юность. В спортивном зале мы собираемся два раза в неделю. И всякий раз чувствуешь, словно десятилетие за десятилетием спадают с плеч. Мы снова чувствуем себя как прежде — молодыми, сильными, бойцами одной команды. А крепкой дружбе и сплоченности нас научила служба в Афганистане. Там не было места подлости, отношения были исключительно товарищескими, взаимовыручка — прежде всего. На этих воспоминаниях, и, если хотите, — на этих идеалах и сегодня строится движение ветеранов боевых действий. Тем более, эти наши тренировки проходят в рамках инициативы, имеющей прямое отношение к тем годам, когда мы оказывали интернациональную помощь нашему соседу — Афганистану. Воспоминания о тех годах и теперь сплачивают нас, вселяют энергию, возвращают в молодость, вселяют оптимизм, ведь и теперь нам довелось послужить благородному делу — наша ветеранская инициатива даже в процессе ее осуществления уже помогает укреплять дружеские отношения между Россией и Афганистаном. Убеждение в этом придает силы, мы словно снова идем в бой, но только это — спортивное сражение, несущее мир и дружбу. Все, кто прошел через войну, ненавидят её. И самая большая честь для ветерана войны — это служить делу мира…
…Призыв в армию для всех юношей начинается с получения повестки, которую обнаруживают в почтовом ящике по месту жительства. К этой весточке из военкомата сегодня молодые люди относятся, скажем мягко, по-разному. А вот к Валерию повестка все не приходила и не приходила. Он забеспокоился. Сам пошел к военкому разбираться.
— Тебя в списках призывников нет. Кругом! Шагом марш!
— То есть, как это меня нет? Почему меня нет?
— Раз настаиваешь, давай разбираться!
Начали разбираться. Выяснилось — произошло недоразумение: в списки призывников Валерий Алексеев не попал случайно.
— Ну, так давайте, призывайте его! — обрадовался военком. — Где хочешь служить?
— В ВДВ.
— Будь по-твоему!
Так Валерий Алексеев попал в 7-ю гвардейскую парашютно-десантную дивизию в 108-й гвардейский парашютно-десантный полк, где и отслужил положенные два года, демобилизовался заместителем командира парашютно-десантного взвода, гвардии старшим сержантом. Воинская специальность — водитель.
Казалось бы, святой солдатский долг Родине отдал, живи теперь спокойно, наслаждайся мирной гражданской жизнью. Ан, нет.
Случилась беда, которая, можно прямо сказать, черной вестью облетела всю планету: авария на Чернобыльской АЭС.
И Валерий Александрович снова получает повестку. И предстояло ему стать одним из ликвидаторов. Но судьба опять крутанула руль по-своему. Вместо Чернобыля попал в Афганистан. Шел 1986 год. Следующие два года колесил Валерий по двум маршрутам: первый — между населенными точками Кундуз — Пули-Хумри — Хайротон и второй — от Кундуза через Саланг в Кабул.
— Автомашина давалась на все время службы. Когда приходило время демобилизовываться, передаешь машину своему преемнику. На два года кабина твоего КамАЗа становилась для тебя всем-всем- всем: здесь и спишь, здесь и ешь. Вспоминается еще одна любопытная особенность: водители на облицовке или светоотражателе обычно указывали, откуда они прибыли, например — «Башкирия. Уфа». И если встречную машину вел земляк — гудки, взмахи рукой, улыбки, эмоции через край...
Колонну сопровождали БТР, БРД, БМП, на хвосте колонны — техзамыкание с ремонтным оборудованием на случай поломки и тягачами. По всей трассе, особенно на ее самых опасных участках, блокпосты. Самой дурной славой пользовался участок Багланы — Сухое русло — «Брошенные (мертвые) дувалы». Там и случались самые неприятные боестолкнования.
Об одном, возле местечка Северные Багланы, Валерий рапссказывает:
— Шли мы тогда по участку Северные Багланы — Кундуз. Впереди мост. Неожиданно (а когда этого ожидаешь?) впереди идущая автомашина подорвалась на мине, те, кто были сзади, — встали. Но остальным движение прекращать нельзя: основная часть колонны сумела прорваться за мост. Однако десяток автомашин и техзамыкание «духи» отрезали серьезным огнем. Моя машина оказалась среди отставших. Ну, никак не могли отбиться собственными силами. Вызвали подкрепление.
Помощь пришла вовремя: их подняли по тревоге, и они нас, как мы тогда выражались, «вытаскивали». Прибыли они на броне, при поддержке вертолетов. «Духам» пришлось испариться.
И что вы думаете?! Как выяснилось потом, среди тех, кто нас тогда «вытаскивал» — отбивал от душманов — был наш с вами общий земляк, Сергей Маркелов, десантник. Именно его разведбатальон нас тогда и спас. Интересно, правда? Воевали рука об руку, они мне, быть может, жизнь спасли, а встретились — оказались земляками, практически — соседями. Завязалась крепкая дружба. А живет он под Уфой, в поселке 8 Марта.
Не могу не вспомнить и не смогу никогда забыть и других своих лучших боевых друзей. Это дагестанец Наби Такаев, с которым мы ходили в одной колонне, теперь часто созваниваемся и который настойчиво, но пока, к сожалению, безуспешно (все времени нет!) зовет в гости. Это Володя Томилин — Верхний Устюг. Тоже было бы неплохо повидаться. Бог даст, все сложится.
Теперь у меня семья, жена Татьяна, дочь и два сына — Елена, Максим и Алексей. Старший — Максим тоже десантник, воевал в Чечне, и тоже водитель. Получается — династия ВДВ. Ни о чем не жалею — хорошая жизненная школа. Вот только война — всегда лишнее. Но в то же время порох нужно держать сухим. И навыки иметь соответствующие.
Дмитрий Николаев.
На снимках: Валерий Алексеев; боевые товарищи – Валерий Алексеев и Сергей Маркелов во время службы в Афганистане; наши дни — Валерий Алексеев и Сергей Маркелов с женами у мемориала «Скорбящая мать» в Уфе.