Верховный суд РФ удовлетворил исковое заявление генпрокурора России Игоря Краснова о приостановлении действия ранее установленного запрета на деятельность движения «Талибан» в России.
Ранее в 2003 году Верховный суд признал «Талибан» террористической организацией, запрещенной в РФ, после чего движение было внесено в единый федеральный список террористических организаций.
«Решение обращено к немедленному исполнению», — сообщили корреспонденту «РГ» в пресс-службе Генеральной прокуратуры.
Там также отметили, что правовым основанием для обращения в суд послужили изменения, внесенные в декабре прошлого года в Кодекс административного судопроизводства РФ и закон «О противодействии терроризму». Они позволяют приостановить запрет террористической организации в случае прекращения деятельности, направленной на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений террористической направленности против интересов России.
«С учетом данных компетентных органов указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в судебном заседании, суд пришел к выводу об обоснованности заявленного генпрокурором России иска», — подчеркнули в надзорном ведомстве.
В ближайшее время в «Российской газете» и на официальном сайте ФСБ будут опубликованы соответствующие поправки в список террористических организаций. Это произойдет впервые с момента появления этого документа.
В конце декабря 2024 года Владимир Путин подписал закон, который устанавливает возможность временной приостановки запрета деятельности организации, включенной в единый список террористических организаций. Ранее такая возможность отсутствовала.
Согласно документу, решение о приостановке запрета на деятельность признанной террористической организации принимает суд на основании заявления генерального прокурора или его заместителя. Это возможно, если структура уже прекратила террористическую деятельность, а также пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или других уголовных преступлений.
Ранее директор ФСБ Александр Бортников заявил, что в России завершается проработка вопроса об исключении движения «Талибан» из списка террористических организаций. По его словам, Россия видит готовность талибов к борьбе с наиболее опасным крылом ИГИЛ «Вилаят Хорасан» (террористическая организация, запрещенная в РФ) и другими базирующимися в Афганистане джихадистскими группировками. По сути, уже с прошлого года идут регулярные официальные контакты между Москвой и Кабулом. Однако их полнота ограничена негативным правовым статусом правящего в стране движения.
Российская газета — Столичный выпуск: №87(9626)
Движение «Талибан» после принятия Верховным судом России решения о приостановке его запрета будет находиться под пристальным вниманием и должно будет доказать, что новый статус получил не зря. Об этом «Парламентской газете» в четверг, 17 апреля, рассказал первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.
— Владимир Михайлович, почему именно сейчас было принято решение о приостановке запрета «Талибана» на территории России?
— «Талибан» у власти уже несколько лет. Он является структурой, которая руководит государством. И он, как мы видим, отказался от той политики, которую проводил в последние годы, когда преследовал инакомыслящих, гражданских лиц, которые казались нежелательными элементами, и, по сути, вел партизанскую войну против собственного народа. Кроме того, «Талибан» представляет страну — ближайшего нашего соседа, с которым нас связывают десятилетия нормальных отношений. Мы дружили с Афганистаном еще когда там было королевство. Помогали ему вставать на ноги. Да, у нас был период разлада с 1979 по 1989 г. Но потом нас сменили американцы. И афганцы посмотрели на них, сравнили с нами и сказали: «русские нам приносили культуру и образование, поднимали нашу экономику, строили заводы и фабрики, а американцы не принесли ничего, кроме разрушений». Так что нам нужно дружить.
— Какую практическую пользу принесет России это решение?
— Это очень важное решение с точки зрения экономики. Один из важнейших примеров — международный газопровод из Туркменистана в Пакистан и дальше в Индию, часть которого проходит по территории Северного Афганистана. Это масштабный и очень значимый международный проект, от реализации которого выиграют все — и в том числе Россия, потому что наверняка, по крайней мере, часть газа, который по нему будет течь, будет нашей. Опять же, инфраструктурные проекты, транспортные логистические коридоры. Таких примеров можно приводить много. Самое главное — помнить, что не бывает ничего вечного. Меняются режимы, взгляды, политика, программы. Главное — не пропустить момент. Сейчас Афганистан нуждается в поддержке со стороны великих держав. Мы можем ему эту поддержку предоставить — причем так, чтобы выгода в итоге оказалась обоюдной.
— В свое время многих порадовала новость об открытии туров в Северную Корею. Могут ли появиться в обозримом будущем туры в Афганистан?
— Я думаю, об этом пока рано говорить. В стране 30 лет шла гражданская война. Там до сих пор в некоторых районах не очень безопасно, а памятники старины в основном лежат в руинах. Нужно, чтобы талибы сначала восстановили Афганистан, восстановили инфраструктуру, сделали страну комфортной и привлекательной для туристов. А там уже можно будет поговорить…
По материалам российских СМИ.