Апрель
пнвтсрчтптсбвс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Газета ветеранского и патриотического движения Башкортостана

Имеет ли Московский формат значение для стабилизации ситуации в Афганистане? Властям пока не удалось нейтрализовать террористические угрозы внутри страны…

Имеет ли Московский формат значение для стабилизации ситуации в Афганистане? Властям пока не удалось нейтрализовать террористические угрозы внутри страны…

Состоявшиеся в Казани в конце сентября консультации в рамках пятого заседания Московского формата по Афганистану с участием не только спецпредставителей и старших должностных лиц России, Китая, Индии, Ирана, Пакистана, государств Центральной Азии, но и высокопоставленной афганской делегации, а также почетных гостей из Саудовской Аравии, Катара, Объединенных Арабских Эмиратов и Турции, свидетельствуют о большом интересе к афганской проблематике. Но к этому интересу примешивается и чувство серьезной обеспокоенности в связи с угрозами терроризма, распространением наркотиков, нарушением прав человека, межэтнической напряженностью, политизацией гуманитарной помощи Афганистану, без которой невозможно хотя бы частично обеспечить продовольственную безопасность. То, что 9 участников консультаций из 10, кроме Таджикистана, подписали Казанскую декларацию, говорит о схожести подходов региональных государств к определению вызовов, стоящих перед Афганистаном.

Разумеется, главная проблема — это обеспечение безопасности в стране, где не прекращают свою деятельность террористические организации. В силу объективных и субъективных причин талибам не удалось нейтрализовать террористические угрозы как внутри Афганистана, так и остановить их распространение на внешний контур. Когда некоторые эксперты утверждают, что такие долгосрочные амбициозные проекты, как газопровод ТАПИ или Трансафганская железнодорожная магистраль, остаются нереализованными, это также прежде всего связано с отсутствием безопасности. Кстати, сейчас из Афганистана наибольшие террористические угрозы исходят от запрещенной в РФ террористической группировки «ИГИЛ-Хорасан» и также запрещенного в РФ «Движения талибов Пакистана» («Талибан» — запрещенная в РФ террористическая организация). В несколько отдаленной перспективе в случае ухудшения ситуации в сфере безопасности угрозы могут исходить от головной «Аль-Каиды» (запрещенная в РФ террористическая организация) и ее филиала «Аль-Каида» на Индийском субконтиненте» (запрещена в РФ). «ИГИЛ-Хорасан» проявляет активность за пределами Афганистана непосредственно в пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва и опосредованно через курируемую запрещенную в РФ террористическую группировку «ИГИЛ-Пакистан» в провинциях Пенджаб и Белуджистан. Группировка активизирует усилия по обработке и вербовке граждан центральноазиатских государств, а также пополнения рядов за счет боевиков пакистанских экстремистских организаций. Резонансные теракты в Пакистане проводит наиболее крупная из всех радикальных группировок на территории Афганистана «Движение талибов Пакистана» (ДТП) (запрещенная в РФ террористическая организация), выступающая за создание исламского эмирата в пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва и пуштунском поясе Белуджистана. ДТП (запрещенная в РФ террористическая организация) поддерживает отношения как с кабульскими властями, так и почти со всеми террористическими и экстремистскими организациями в Афганистане.

Подавляющим большинством участников Московского формата признано, что талибы ведут активную борьбу с «ИГИЛ-Хорасан», но им явно не хватает разведывательных возможностей для борьбы с разбросанными по многим городам законспирированными ячейками боевиков. В то же время талибы самонадеянно отказываются от внешней помощи, полагая, что они справятся с «ИГИЛ-Хорасан» сами.

Краеугольным вопросом остается международное признание режима талибов, одним из условий которого является формирование подлинно инклюзивного правительства Афганистана, отражающего интересы всех этнополитических групп. Как представляется, назначение в кабульское правительство даже до 50% представителей различных афганских этносов вряд ли даст желаемый результат, который будет лишь напоминать «фасадную демократию» предыдущего режима Ашрафа Гани. Сейчас все основные государственные решения принимаются в Кандагаре верховным лидером Хайбатуллой Ахундзадой и его ближайшим ультраконсервативным окружением. Вопрос о формировании инклюзивной администрации является внутренним делом правящего режима, и талибы вряд ли потерпят какое-либо давление извне. Возможный выход из образовавшегося заколдованного круга может быть найден в восстановлении прежних полномочий Руководящего совета (Рахбари Шура), который готовил проекты решений для верховного лидера, и насыщения совета представителями религиозно-этнических групп. В ходе дискуссий внутри Руководящего совета непуштуны могли бы отстаивать свою точку зрения.

Что касается отношения участников Московского формата к афганской политике внерегиональных и прежде всего западных стран, то важным стало положение относительно «недопустимости размещения объектов военной инфраструктуры третьих стран в Афганистане и соседних с ним государствах под любым предлогом». Пакистан подписал Казанскую декларацию, хотя, по некоторым данным, требующим дополнительной проверки, на военной базе в Шамси (Белуджистан, Пакистан) размещены американские беспилотники, которые контролируют территорию Афганистана.

Большинство стран Центральной Азии, а также Индия, Китай, Иран и Пакистан, представленные в Казани, рассматривают Россию в качестве влиятельного игрока в Афганистане и регионе. Важной инициативой РФ стало открытие российского делового центра в Кабуле и подключение российских мусульманских религиозных деятелей к контактам с официальными лицами талибского режима. В этом случае нельзя не выделить встречу и.о. министра иностранных дел Афганистана Амира Хана Муттаки с верховным муфтием России Равилем Гайнутдином. Вероятно, для укрепления связей между Москвой и Кабулом было бы полезным установить контакты между российскими мусульманскими религиозными деятелями и известными афганскими улемами, которые оказывают влияние, в том числе, на верховного лидера Хайбатуллу Ахундзаду.

Россию трудно обвинить в геополитических устремлениях в Афганистане и регионе после ухода США, о чем пишут некоторые эксперты. В свое время СССР построил и передал Афганистану 142 объекта, обеспечивающих социально-экономическое развитие этой страны, а в 2007 году РФ списала долг Афганистана в размере 11,5 млрд долл. США. С приходом к власти талибов Московский формат как региональный механизм приобрел еще большее значение. Участники этой площадки пока не признали политический режим движения «Талибан» и стараются заставить талибов выполнить международные обязательства, включая формирование инклюзивного правительства, соблюдение прав женщин и этнических меньшинств. Несмотря на отсутствие особого прогресса по этим проблемам, некоторые страны, в том числе Россия, сохранили в Афганистане посольства и стремятся взаимодействовать с властями в Кабуле для решения социально-экономических и гуманитарных вопросов.

Автор: Георгий Мачитидзе.

Об авторе: Георгий Григорьевич Мачитидзе — старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, кандидат исторических наук.

Источник: https://www.ng.ru/kartblansh/2023-10-22/3_8858_kb.html?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Опубликовано 24 октября 2023 в рубрике Международные новости
Подпишитесь на наш телеграм-канал: @boevaya_vysota

Подписка

Важные страницы

Все рубрики