В течение нескольких недавних дней республиканские СМИ облетела, в некоторой степени, сенсационная новость: в Башкирии организованы курсы подготовки граждан к потенциальной мобилизации. Действительно, в прошлые выходные в Кушнаренковском районе республики у села Первушино прошли занятия уже второй смены участников этих курсов под названием «Группа 112». Организатор курсов — Ренат Хилажев, открывший обучение вместе со своими единомышленниками. В «мирное время», — член совета по правам человека при главе РБ, предприниматель. А здесь он — командир курсов. «Группа 112» — это исключительно общественная инициатива, вызывающая огромный интерес. Но, несмотря на обилие информации о проводимых курсах в СМИ, до конца не понятно, что они из себя представляют. И упрощать до пионерской «Зарницы» для взрослых не правильно. Курсы продолжают набирать популярность. И это вполне объяснимо, учитывая текущую ситуацию. Курсы открыты для всех желающих, в том числе и для женщин. В своей публикации попытаемся обозреть курсы со стороны, чтобы помочь сформировать целостную картину для потенциальных курсантов. Лично мне было бы понятнее к чему и как готовиться, знай заранее некоторые детали. Итак, как это было…
В минувшую пятницу у административного здания аэродрома «Первушино» к 18-ти часам стали съезжаться участники предстоящих курсов. День выдался пасмурным, накрапывал дождь. К обеду, выглянуло солнце и обманчиво потеплело. С наступлением сумерек резко посвежело и участники предстоящих занятий поспешили облачиться в теплые куртки.
Затем все проходят в помещение, с таким романтичным и согревающим душу наименованием — кафе SkyHall аэродрома Первушино. Небесный зал обдал теплом уютом. Располагаемся. Здесь с минуты на минуту начнутся занятия по программе курсов. И первое — это лекция по «тактической медицине», которую на общегражданском языке можно назвать «медициной на поле боя». О правилах оказания первой медицинской помощи на поле боя раненым рассказывает уфимский хирург Евгений Ионис. Лекция демонстрируется в видеоформате. Но эффект присутствия полный — настолько со знанием дела подается информация! По горячим следам разбираются основные тезисы и случаи из боевого опыта инструкторов спецназа ГРУ.
Один из инструкторов группы особо подчеркивает:
— Сам по себе алгоритм действий на поле боя в случае ранения прост и имеет раз и навсегда запоминающуюся аббревиатуру ЖОПА: Жгут — Обезболивающий укол — Перевязка — Автомобиль (эвакуация в полевой госпиталь, где спасением будут заниматься квалифицированные врачи). Алгоритм очень важен! Именно обильное кровотечение в течение нескольких минут чаще всего приводит к смерти бойца. А главная трудность в том, что, даже владея всеми перечисленными навыками, в условиях горячки боя трудно сохранить самообладание. При этом — эти навыки актуальны и в мирное время: при автокатастрофе, стихийном бедствии, ЧС. Именно поэтому все участники курса отработают в полевых условиях все увиденное и услышанное.
— Вот почему одна из главных целей наших курсов, — продолжает инструктор, — помочь вам получить опыт быстрого выхода из «зоны комфорта» и принятия новой реальности без накидывания пуха. Ближайшие двое суток вам предстоит провести ночевки, разбив лагерь под открытым небом, в условиях приближенных к автономному существованию боевого отряда. Соразмерьте свои силы и возможности. Желающие могут провести первую ночь здесь, в теплом помещении. Но во вторую ночь будете спать на сырой земле, под тентом и без костра. Принимайте решение. Для кого-то будет очень непривычно и трудно. Но вы взрослые люди и вы здесь добровольно. Настраивайтесь серьезно.
Забегая вперед скажем, что никто из группы не поддался соблазну остаться в тепле. Все предпочли тент под дождем, спальник с пенкой на сырой траве и… свежий воздух. Значит, была на то мотивация!
Вообще, этот вечер, на удивление, был совершенно лишен формализма в отношениях. Участники группы легко знакомились и общались уже как старые друзья, именно с этого и начинается слаживание. Очевидно, что атмосфера товарищества не могла возникнуть сама собой. Так же очевидно, что это настроение — заслуга инструкторов, которые в считанные часы показали себя компетентными и располагающими к себе людьми, что является великим искусством командира. На протяжении всех этих дней группа знала их только по именам и позывным — «Любизар», «Бес», «Хаммер»… Некоторые из них — боевые офицеры, не раз бывавшие на прожарках.
— Колоссальное значение имеет психологическая, морально-волевая подготовка бойца. Все его действия и навыки должны быть отработаны до уровня рефлекса. Сам не поешь, а автомат почисть! Боевое слаживание — это и есть боевое товарищество. Заслышав о мобилизации кто-то бежал из страны — а мы с вами предпочли остаться. Потому что нам небезразлично то, что происходит в мире и судьба России. И если нас пригласят в «турпоездку», то мы должны быть готовы. Слаженность — это точность и полное взаимопонимание практически без слов. Опоздал на минуту — среди твоих боевых товарищей потери! Поэтому точность у профессиональных военных в крови! Если в первые секунды боя не дали общий огневой отпор — группа потеряна! Мы — не за войну, мы — за адекватную мужскую движуху: Россию в обиду не дадим!
При разборе по «тактической медицине» «Бес» привел пример боевого беззаветного товарищества, которому сам был свидетелем:
— Боец с оторванной кистью дотащил своего тоже раненого товарища до хирургического стола в полевом госпитале, а сам упал рядом и умер...
Это был еще тот вечерок! Опять же забегая вперед, стоит предположить, что журналисты республиканских СМИ, которые на следующий день навестили наш отряд в его «боевом» расположении, наверно, удивлялись, как это еще вчера совершенно незнакомые друг с другом люди действуют с таким единением. А между тем — это и есть заслуга инструкторов.
Перед выходом на ночлег разобрали вариант оптимальной комплектации снаряжения на примере рюкзака инструктора «Любизара». У одного из курсантов возник вопрос:
— А действительно, сколько все это может стоить?
На этот вопрос следует вполне веский ответ одного из курсантов:
— На самом деле — оно бесценно, потому как собиралось месяцами, на основе многочисленных выходов и проверок. Проверенное «в полях» снаряжение — один из решающих факторов, спасающих жизнь!
Сам Ренат Рафаилович глубоко вовлечен в военно-прикладные виды спорта. В свое время прошел годовой формат «Курсов разведки» спецназа ГРУ и инженерной разведки.
— Много лет знакомые недоумевали, мол, зачем тебе это надо, — рассказывает он. — Действительно: мирное небо над головой, кому нужны такие навыки? А теперь мой опыт стал очень актуальным и я рад, что могу быть полезен согражданам.
Почему снаряжению решили уделить особое внимание? Потому что в панике граждане сметали с магазинных полок все, что мало-мальски походило на военное снаряжение.
— Заходишь в специализированный магазин и видишь, как, готовящиеся к мобилизации, раскупают все подряд. При этом тратят десятки, а то и сотни тысяч рублей на бесполезное снаряжение, которое придумали маркетологи, а не бойцы, у которых во рту горела земля и рядом погибали товарищи. С этими красивыми цацками можно только к дембелю готовиться, но не к мобилизации. А тогда как понять, что в первую очередь необходимо купить? Прежде всего — качественную треккинговую обувь БЕЗ мембраны, качественные носки и комплекты термобелья точно по своему размеру. Обувь следует купить чем раньше, тем лучше. Вы её должны успеть разносить по ноге и обмять! Да, какое-то вещевое довольствие вам выдадут, но совсем не обязательно, что точь в точь по вашему размеру. А еще не пожалейте денег на качественные коврик, спальник с синтетическим наполнителем на -10 градусов цельсия, компактную газовую горелку с переходниками на разные балоны. А камуфляж вам выдаст Родина.
Вечером и утром перекусили взятыми с собой бутербродами. Кипяток — из титана. Утром же получили сухпай, подразумевавший приготовление путем добавления кипятка.
И снова забегая вперед скажем, что на утро последовал тщательный разбор снаряжения самих курсантов. Определенно лишнее предлагалось оставить здесь, на базе. А то важное, чего не доставало — наоборот выдавалось.
— Вот, посмотрите, — Ренат показывает на большое количество отложенных вещей, — сколько ненужного груза вы намеревались тащить на себе! Все понимаю, сам таким же Плюшкиным был. Мой первый рюкзак весил больше 40 кг! А ведь еще была разгрузка и автомат!
А затем к личному снаряжению тут же добавилось оружие и групповое снаряжение.
— Сейчас мы разбиваемся на две группы: курс молодого бойца (КМБ) и условно «диверсионно-разведывательная группа (ДРГ)» — командует Ренат Хилажев.
— Рассчитайсь! Запомните свои номера. Вы разбиваетесь на боевые тройки и далее следуете в этом порядке. На каждую тройку один тент.
Едва светает — группа выдвигается. Путь — недалек, на этот раз — около полутора километров, но он буквально нашпигован «сюрпризами».
На первой растяжке головной дозор «успешно» «подрывается». Видимо — сказывается вчерашняя расслабленность «на гражданке». Слава Богу — это учёба! Но сразу становится ясно, что к чему. И уже все остальные «сюрпризы» вовремя определяются.
И вот — место предстоящей дневки.
Тройки ставят тенты по кругу, командирский — в центре.
Сразу же выставляются «фишки» — дозоры: члены тройки сменяют друг друга каждые два часа на протяжении всего пребывания отряда на дневке, а это — предстоящие, без малого, 24 часа. Значит, каждому предстоит отстоять по два часа «на фишке» 4 раза.
Днем-то ничего, а вот ночью… Вылезти из теплого спальника и из-под уютного тента под моросящий дождь и пробираться через лес к «фишке», чтобы сменить товарища… Это днем лес понятный. А ночью… Деревья туман окутывает. Толком ни черта не видать. Не то подбирается к тебе кто-то, не то просто сухие ветки падают. Зверье ещё всякое мелкое по своим тропам вокруг тебя бегает. Мышей — вообще полно, под ногами так и шныряют. А на одну «фишку» вышел кабан! Для многих курсантов было открытием узнать, что большинство бытовых манипуляций можно делать в ночном лесу без включения фонаря, а в некоторых так и вовсе проснулся бэтмен, так как они утверждали, что успели научиться видеть в темноте!
— Главный навык, который вы должны вынести с курса — научиться организовывать комфортный быт в непривычных для себя условиях, — подчеркивает Ренат. — Оказывается, с помощью ножа, куска веревки и тента посреди леса рядом с болотом за 30 минут вполне возможно организовать отель в три звезды!).
Игра игрой, но по дневке ходили упорные слухи, что ночью ожидается налет ДРГ «противника». Не хотелось бы оплошать. Так что товарищи, на «фишке» — не жалейте глаз, смотрите в оба!
К слову, стоит подчеркнуть, что организаторы курсов приложили максимум усилий к обеспечению безопасного пребывания курсантов в полевых условиях. Перед выходом у каждого была тщательно проверена спальная система — пенка и спальник (достаточно ли теплый?), у кого не было — были выданы очки, защищающие глаза от веток, а пиротехника, если и применялась, то наилегчайшая.
А что касается налета… Еще с вечера начались тревожащие попытки проникновения «неизвестных». По всему ощущалось, что «противник» прощупывает охранение. Напряжение постепенно нарастало, но учеба шла своим чередом.
Предстояло два основных курса: практический курс по тактической медицине (в дополнение к теоретическому, прошедшему накануне вечером на базе), а затем — курс инженерной подготовки: знакомство с габаритными муляжами минно-взрывных устройств и освоение навыков выхода с минного поля.
Но в первую очередь — тактическая медицина.
Любизар показывает, как правильно накладывать жгут и делать перевязку.
— Кровоостанавливающий жгут «Альфа» из рифленой резины лучший жгут из того, что вы можете сейчас купить. Он не рвется и работает при минусовых температурах. А, например, жгут Эсмарха более капризен. По правилам при хранении он вообще должен быть пересыпан тальком и завернут в бумагу.
В экстремальной ситуации сложные манипуляции невозможны, поэтому обучаем очевидным приемам оказания медпомощи друг другу. А потому ЖОПА на поле боя — всему голова!) Это элементарный, легко запоминающийся алгоритм действий, который должны знать, как таблицу умножения. При этом очень важно, чтобы все бойцы группы средства оказания первой медицинской помощи (ПМП) хранили единобразно. В нашей группе принято, что местом хранения индивидуального перевязочного пакета (ППИ) и жгута является правый боковой карман брюк. В случае если товарищ получает ранение, мы оказываем помощь его перевязочными средствами. Он может быть без сознания, но благодаря единообразию укладки мы точно знаем, где лежит жгут и перевязочный пакет.
— Когда организовывал первую группу для обучения выживания в автономных условиях, ко мне записались ребята, которым уже вручили повестки, — продолжает Ренат. — Но до отправки в учебный центр им хотелось получить хоть какие-то знания о жизни в полевых условиях. Командиры будут учить мобилизованных боевому делу, а вот остальному — как заночевать под открытым небом, разжечь буржуйку, обработать раны, придется учиться на месте. Мы не сделаем из них суперспециалистов, но будущим командирам с нашими курсантами в зоне спецоперации будет проще. У нас нет цели научить их воевать, но есть цель — повысить ЖИВУЧЕСТЬ.
Затем начинаются занятия по инженерной подготовке.
Инструктор «Любизар» на примере страйкбольных гранат показывает, как выглядят растяжки, как обнаружить и избежать подрыва. Офицеры саперы, прибывшие в отпуск из зоны СВО, подробно рассказали о своем опыте, о минах МОН-90, МОН-50, МОН-100, ОЗМ-72, противопехотных выпрыгивающих минах кругового поражения (так называемые «лягушки»), а также противопехотная мина нажимного действия ПФМ-1 — «лепесток». Кроме них — гранаты Ф-1 и «мухи».
Кстати, многое из материально-технической базы курсов предоставлено кадетским корпусом Уфы. Всё это существенно помогает курсантам лучше разобраться в теме.
Наступали сумерки. За ними — ночь. Налет ДРГ «противника» все-же состоялся, но был успешно отбит. А все потому, что не жги костров, соблюдали режим тишины и все бытовые маниупуляции проводили без фонарей.
Утром пришло время сворачивать «дневку». Ночь выдалась тревожная, почти бессонная, с моросящим дождем. Но никто не чувствовал усталости. Наоборот, все наперебой обсуждали впечатления минувших суток.
— Чувствуется, что люди на курсы пришли осознано. В их числе те, кто хочет добровольно отправиться на службу в зону СВО. Патриотизм у них есть, этого не отнять. Участники все разного материального положения и профессии — предприниматели, рабочие, экономисты, юристы. Но здесь они объединены — ночью под тентом в холоде и сырости, в дозоре. Самое главное — их всех объединяет желание защитить свои семьи, а значит — и Родину. Никто из них не покинул нашу страну во время частичной мобилизации. Они пришли сюда, чтобы начать изучать ратное дело и быть максимально готовым. Ребята обращаются с просьбой: научите нас! И мы их учим всему, что знаем и умеем сами, — подводят итог организаторы курсов.
В сущности, «группа 112» это гражданский проект. Примерно 80 процентов посвящено организации быта в автономных условиях и повышению живучести и лишь 20 — военной тематике. Здесь изучается то, что необходимо знать в чрезвычайной ситуации, и значит курс актуален и для мирной жизни.
Как писал Исаак Бабель — «Теперь вы знаете все! Но что толку, если у вас на носу очки, а в душе — осень…» Однако, если даже у вас на носу действительно очки, а вот в душе — бьют барабаны и пепел героев, отдавших свою жизнь за Родину — стучит в ваше сердце, то ваше место — здесь! Вас здесь ждут!
А для интересующихся из конторы отметим, что курс не нарушает законы Российской Федерации, не занимается подготовкой военнослужащих армий иностранных государств, не является вооруженным формированием, не функционирует в интересах криминальных структур. Желающие пройти курсы выживания могут оставить заявку в «Группе 112» в «ВКонтакте». Цель сообщества — передать как можно большему числу граждан знания и навыки об организации быта в автономных условиях в случае мобилизации и последующего участия в Специальной Военной Операции.
Дмитрий Денисов. Фото — автора.