1 июня в Чишминском районе Башкирии прошло знаменательнейшее событие — в военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот», расположенном на территории бывшей воинской части в Алкино-2, торжественно, с участием большого количества самых почетных гостей состоялось открытие учебно–методического центра военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе «Авангард» (https://vysotarb.ru/news/2426/ https://vysotarb.ru/news/2427/). А 4 июня жители Чишминского района с ликованием встречали легендарную боевую машину — прославленный ударный вертолет МИ-24, который в скором времени украсит своим величием парк Победы поселка Чишмы.
Глава Чишминского района Ришат Мансуров на своей страничке в социальных сетях по этому торжественному поводу обратился к жителям посёлка:
— Вы знаете про нашу задумку сделать из парка Победы посёлка Чишмы настоящую выставочную экспозицию, главным объектом которой станет боевой вертолёт. Долгий путь проделали, пока прошли все этапы согласования, оформления и транспортировки. И вот сегодня вертолёт МИ-24К прибыл к нам из г.Новосибирска. Это не просто вертолёт. Это боевой транспорт генерал-майора авиации, «Заслуженного военного летчика Российской Федерации», Героя России Сахабутдинова Рифа Раисовича, нашего земляка, на котором он вёл службу в горячих точках 34 года! Встреча с боевым «товарищем» — знаменательный день не только для Рифа Раисовича. Это исторический момент для нашего посёлка, для нашей Родины! Сейчас вертолёт пройдёт необходимые процедуры реставрации и в скором времени украсит своим величием наш парк.
По фотографиям, предоставленным нашей газете председателем Чишминского районного отделения Всероссийской общественной организации Российский союз ветеранов Афганистана (РСВА) Андреем Исаевым, можно судить о том, с каким восторгом встречали жители района легендарную боевую машину. Среди встречающих много молодежи, детей. И эти эмоции ликования лишний раз красноречиво свидетельствуют о том, насколько близки нашим людям искренние патриотические чувства, насколько сильны любовь россиян к нашей Армии и глубочайшее уважение к нашим прославленным героям.
В пилотской кабине боевого вертолета также один из героев-летчиков, который пилотировал МИ-24К в боевых условиях.
Подготовил Дмитрий Денисов.
Историческая справка (по материалам российских СМИ). Первым конфликтом, где смог принять участие Ми-24, стала эфиопо-сомалийская война 1977-1978 года. В Афганистане вертолёт также показал себя исключительно хорошо. А некоторые недоработки пришлось устранять по ходу модификаций. Вертолёт выполнял всевозможные задачи, от разведки местности, перебрасывания десанта и сопровождения колонн советских войск — до подавления огневых точек душманов и эвакуации раненых.
Ещё одним необычным испытанием для Ми-24 в Афганистане стал горный воздух, пыль и жара. Из-за этого у вертолётов падала мощность, поэтому пилотам приходилось производить взлёт и посадку по-самолётному (с разгоном по полосе). А на воздухозаборники были установлены специальные выхлопные устройства.
За всю войну Ми-24 сделал больше всех боевых вылетов, чем любые другие воздушные средства. Вертолёт себя показал отлично, хотя из-за сложнейших условий работы много пилотов погибло. А его успехи настолько поразили всех противников СССР, что в 1985 году США специально организовали угон двух Ми-24 ВВС Афганистана с целью изучения советской ударного вертолёта.
Афганская война как и множество других конфликтов, в которых удалось участвовать Ми-24, помогали продолжать модифицировать эту машину. МИ-24 является одним из самых лучших ударных вертолётов, которые когда либо создавались конструкторами. На данный момент Ми-24 продолжает стоять на вооружении РФ и многих десятков других стран, было произведено более 20 различных модификаций, а также вертолёт стал вторым по распространённости ударным вертолётом в мире, единственным ударно-десантным и самым быстрым вертолётом в мире. Потенциал модернизации, заложенный в эту прекрасную машину, позволяет и сегодня МИ-24 оставаться грозным противником на поле боя.
Вертолёт поставлялся в более чем 60 стран мира и везде заслужил хорошую оценку. Всего было выпущено более 3500 машин и на сегодня в небе остаётся более 1000 МИ-24 разных модификаций.
Ми-24 это в первую очередь ударный вертолёт. Свою боевую славу машина добыла в более чем 30 военных конфликтах. Особое внимание можно уделить применению МИ-24 иракскими вооружёнными силами в войне с Ираном. В этом противостоянии вертолёт неплохо проявил себя как средство ПВО. ВВС Ирака заявили, что смогли одержать 53 воздушных победы над иранскими вертолётами, в том числе и ударными вертолётами «Кобра» американского производства. В свою очередь иракские военные признали потерю только 6 своих МИ-24.
Однако, это еще не всё. Иракские ВВС записали на свой счёт уничтожение вертолётом Ми-24В истребителя F-4 «Фантом». Это наверно первый и единственный случай, в котором вертолёт вышел победителем в бою с истребителем, причем не самым старым на тот момент.
В настоящее время можно выделить тяжёлую службу МИ-24 в Сирии, где вертолёт в очередной раз доказал свою живучесть и огневую мощь. Нередко в данном конфликте МИ-24 решал исход битвы на земле, но и становился целью для ПВО противника.
Интересный случай произошёл с МИ-24, когда турецкие СМИ заявили, что боевики смогли уничтожить сирийский МИ-24. Однако, позже в сирийских СМИ показали этот, якобы уничтоженный боевиками вертолёт. Сирийские военные показали повреждения машины, полученные от огня 57-мм зенитного орудия. Несмотря на них, МИ-24 самостоятельно добрался до базы и в штатном режиме произвёл посадку.
Скорее всего, Сирийская война станет последним крупным конфликтом, в котором широко применялся МИ-24. На смену заслуженному ветерану приходят новые ударные вертолёты МИ-28 и КА-52.