Октябрь
пнвтсрчтптсбвс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Газета ветеранского и патриотического движения Башкортостана

10 лет назад съемочная группа ветеранов-«афганцев» из Башкирии отправилась в Афганистан на съемки фильма «Возвращение шурави»

10 лет назад съемочная группа ветеранов-«афганцев» из Башкирии отправилась в Афганистан на съемки фильма «Возвращение шурави»

На протяжении всей своей истории Афганистан становился ареной кровопролитных вооруженных столкновений. Начиная с древнейших времен, эта страна находилась на острие интересов великих держав. И во многих случаях судьбоносную роль в реализации их планов играл Гиндукуш. Здесь, как и в других горах, войска несли существенные потери не столько от борьбы с противником, сколько от камнепадов, болезней, лавин и обморожений. Для очень многих ветеранов войны в Афганистане 1979 – 1989 годов перевал Саланг и одноименный туннель, построенный советскими специалистами, – совсем не отвлеченные понятия. А это значит, что мы никогда не сможем относиться к этой земле равнодушно. Сегодня, по прошествии десятилетий, события восьмидесятых годов прошлого века видятся в новых аспектах, в том числе – и в контексте многовековой истории взаимоотношений Афганистана со всем миром…

Летом 2011 года съемочная группа ветеранов-«афганцев» из Башкирии, объединенная инициативой Региональной общественной организации «Ветеран» Республики Башкортостан, побывала в Афганистане. Целью поездки были съемки документального фильма «Возвращение шурави». Наши ветераны стали не только инициаторами создания этого фильма, но и успешно осуществили этот проект. Съемки эпизодов будущего фильма проводились в Панджшерском ущелье, в Чарикарской долине (так называемой «чарикарской зеленке», во время той войны имевшей славу одного из самых гиблых мест), в самом городе Чарикар, где в 80-е годы воинами-интернационалистами совместно с местными жителями методом «народной стройки» была построена школа (кстати - существует и сегодня, в ней обучается 6 тысяч ребятишек), в городе Герат, на электростанции Саруби, которая в настоящее время восстанавливается с участием российских специалистов, а также – на перевале Саланг, где тоже в те годы нередко шли ожесточенные бои… На перевале Саланг съемочная группа фильма на расположенном достаточно высоко над трассой скальном уступе установила памятную мемориальную доску с надписью:

                                                 «Памяти павших, во имя живых!
                                            Воинам-интернационалистам
                                                       Республики Башкортостан

                                                                   Уфа – Кабул
                                                                       2011 г.»

Эта акция – долг святой памяти погибшим землякам, помимо съемок фильма, также была одной из главных целей поездки. В свою очередь момент установки памятной доски стал одним из ключевых эпизодов фильма. По недавним сообщениям из Афганистана, мемориальная доска сохранилась и теперь. Фильм «Возвращение шурави» доступен в сети интернет.

На снимках: момент установки памятной доски (вверху); дорогами Афганистана; со знаменем РСВА; вид от подножия камня, на котором установлена мемориальная доска, на северный въезд в туннель Саланг.

Там, на северной стороне, установлен один из немногих на афганской земле и сохранившийся до сих пор, причем не тронутый ни чьей недоброй рукой, памятник советскому солдату: Сергей Мальцин, уступая дорогу афганской машине, крутанул свой руль в пропасть… Если и бывают здесь наши соотечественники, то непременно отдают дань памяти солдатскому мужеству. Память об этом подвиге самопожертвования хранят и сами афганцы.

…С тех дней минуло 10 лет. Фильм «Возвращение шурави» посмотрели тысячи заинтересованных зрителей – воины-интернационалисты, их друзья и близкие, ветераны боевых действий, учащиеся, студенческая молодежь. Эта документальная лента оказалась заряженной большим патриотическим настроем и сегодня остается такой же актуальной.

Вспоминая те годы и ту экспедицию, мы публикуем чрезвычайно интересную, на наш взгляд, работу доктора исторических наук Владимира Николаевича Прямицына «Гиндукуш в политической, военной и экономической истории Средней Азии». Уверены, что эта публикация будет интересна всем, кто помнит Афганистан, помнит Саланг, и всем тем, для кого эта ТЕМА ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНОЙ ДЛЯ ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОШЛОГО, НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО.

Гиндукуш в политической, военной и экономической истории Средней Азии

Автор: Владимир ПРЯМИЦИН, доктор исторических наук.

От Александра Македонского до 40-й армии

Едва ли не первой в человечской истории сверхдержавой было Персидское царство. В VI веке до н.э. его основатель Кир Великий пытался завоевать Афганистан, для чего предпринял два похода. В IV веке до н.э Александр Македонский совершил поход в Афганистан. Как и на пути персов, на пути греков встал горный хребет Гиндукуш, который войско Александра называло Кавказом. Направляться на штурм Гиндукуша ему пришлось только с подвижной выносливой частью войска без обозов.

На фото: кадр из фильма «Александр». Войско Александра Македонского преодолевает горы в Афганистане.

С северных склонов Гиндукуша войско Македонского спустилось очень ослабленным и рассеянным. Однако, бактрийцы не воспользовались этим. Они позволили грекам собраться и привести себя в порядок, за что и поплатились. В начале лета 327 года до н.э. Александр пересек Гиндукуш через перевал Саланг в обратном направлении. Его победоносное войско отдыхало от долгого тяжелого похода в Александрии Кавказской. Однако его войско во время неудержимого покорения Персии, иссякли в бесконечной борьбе с человеком и природой в горах Гиндукуша».

На рубеже IV и III веков до н.э. на Индостане появилась новая военная сила, предпринявшая поход на Афганистан. Индийское войско захватило крепости Кандагар, Газни, Кабул и дошло до предгорий Гиндукуша, но преодолеть его для армии с боевыми слонами оказалось невозможно.

Примечательна двоякая роль Гиндукуша в этнографической истории Афганистана. С одной стороны, горный массив был столь значительным, что разделял между собой народы. К северу традиционно жили узбеки, таджики, туркмены.

Во II веке до н.э. к югу от Гиндукуша стала складываться новая этническая группа – пуштуны. Британский историк Р. Бретвейт охарактеризовал глубину различий между жителями разных склонов следующим образом: «Горы рассекают Афганистан с севера на юг, и делят афганцев на, нередко, враждебные друг к другу группы, говорящие на разных языках, имеющие разную культуру, а на протяжении большей части своей истории – еще и разные религии».

В дальнейшем Афганистан продолжал быть ареной конкуренции. Здесь монголы потерпели поражение, ставшее единственным за 80 лет их захватнических походов за пределами Восточной Азии. Местность в отрогах Гиндукуша не благоприятствовала для монгольской конницы. Зажатые в узком ущелье монголы сбивались с беспорядочные кучи, погибая под ударами туркменов и горцев-афганцев. Разгневанный Чингисхан побывал на месте боя и после этого все же со своим войском налегке перешел через Гиндукуш на юг в долину Кабула. Однако в это время его обозы, оставленные на севере от Гиндукуша, были разгромлены горцами.

Веками торговцы из Индии шли через Афганистан, уплачивая дань племенам, контролировавшим перевалы. Когда в XIV веке через эти перевалы вознамерился пройти Тамерлан с войском, счет был выставлен и ему. Не желая платить денег, полководец силой взял право пересечь горы.

В XVI веке в длину Кабула вошло войско моголов из Индии. Все столетие они соперничали за обладание Афганистаном, считая границей своих владений на севере реку Амударью. Но в районах к северу от Гиндукуша они уступили в противостоянии с Узбекским государством. Тогда они решили ограничиться Гиндукушем и удерживать земли лишь к югу от него.

Достоверно известно о том, что с середины XVII века Гиндукуш пересекали русские. Так, первые представители Московской Руси побывали у царя Балха в 1644–1650 годах. Провожая дипломатов, он просил передать в Москву, что не будет чинить препятствий русским посольствам, направляющимся через его ханство в Кабул и Индию. Однако, в 1675 году, когда такое посольство было направлено, оно, не дойдя до Индии, было задержано правителем Кабула, являвшимся вассалом Великих Моголов.

Империя Великих Моголов, переживавшая упадок, не могла справиться с участившимися набегами афганских горцев, спускающихся с южных отрогов Гиндукуша. В середине XVIII века афганские племена избрали своим руководителем Ахмад-хана. Он заполнил вакуум власти в регионе. Это ознаменовало начало Дурранийской империи. Лишь в начале XVIII века земли к северу и югу от горного массива были объединены в масштабах географического понятия – Афганистан. При этом на протяжении предыдущих и последующих столетий Гиндукуш формировал политическую карту не только этих земель, но и всего Среднеазиатского региона.

В дальнейшем, Гиндукуш постоянно фигурировал в контексте политической и военной истории, причем, не как арена боевых действий, а как неприступный барьер, удерживавший одни силы от столкновения с другими.

Объяснение находим в работах выдающегося советского и российсокого востоковеда М.Ф.Слинкина: «Транспортное сообщение через хребты Гиндукуша возможно лишь летом, когда перевалы освобождаются от снежных заносов. В другое время года они практически недоступны для путников и обозов. Сам топоним «Гиндукуш» подтверждает свою относительную неприступность. В переводе с персидского он означает «убивающий индийца». Имеется в виду, индийца-торговца, рисковавшего в прошлом своей жизнью при попытках пересечь эти горные массивы». И построить знаменитый туннель Саланг оказалось под силу только Советскому Союзу.

Вот мнение члена Военного совета – начальника политического управления Туркестанского военного округа генерал-лейтенанта Г.А.Стефановского: «Даже не специалист не мог не понять, что
С ТЕРРИТОРИИ АФГАНИСТАНА МОЖНО «РЕЗАТЬ» СССР ПОПОЛАМ, достаточно только ввести сильную, оснащенную современным оружием группировку. Кроме того, подобная группировка напоминала планы гитлеровского вермахта о выходе к южному нефтяному «подбрюшью» Советского Союза, а также замыкала бы кольцо военных баз вокруг Советского Союза». Но подробно об этом речь пойдет чуть ниже…

Гиндукуш в «Большой игре» России и Великобритании

В XIX веке величайшая морская держава и величайшая сухопутная держава соперничали за влияние в Средней Азии в противостоянии, получившем название «Большая игра». Афганистан был жизненно необходим обеим сторонам, но только не сильный сам по себе, а в качестве бесславного покорного буфера между сферами влияния двух сверхдержав. Обеих не устраивали сильные позиции оппонента в регионе, и обе рассматривали возможность разрешения существующих противоречий военным путем.

Великобритания и Россия двигались курсом на столкновение. Как образно выразился С. Таннер: «Пока Российская империя неумолимо прокладывала себе силой оружия дорогу на юг, через дикие степи Средней Азии, Британская империя, владычица морей, силой денег прокладывала себе путь на север через культурные земли древней Индии». Препятствием на пути держав стал Гиндукуш. Однако, это не означает, что русские не бывали к югу от него, а англичане – к северу.

В первую Англо-афганскую войну англичане выставляли посты к северу от Гиндукуша. Но вынуждены были их снять – столь опасным были узбеки и туркмены, контролировавшие земли между Гиндукушем и Амударьей и не признававшие никакого правительства. Во вторую Англо-афганскую войну (1878—1880 гг.) уже русские пересекали Гиндукуш. К северу от него, в Туркестане собралась 40-тысячная армия под командованием генерала К.П.Кауфмана с намерением предпринять поход в Индию. Но для начала в Кабул отправили миссию в составе 250 человек под командованием генерала Н.Г.Столетова, чтобы заручиться поддержкой афганцев. Таким образом, обе великие державы имели притязания на контроль над территорией Афганистана, но вынуждены были учитывать «огромные природные препятствия».

В частности, в середине ХIХ века в России с тревогой наблюдали за агрессивной политикой англичан в отношении Афганистана. По приказу императора был подготовлен аналитический доклад «О возможности неприязненного столкновения России с Англией в Средней Азии». Его авторы категорически отвергли возможность военного похода России против англичан и вассальных индийцев через территорию Афганистана, мотивируя это невозможностью преодолеть горные преграды. Было принято решение поддерживать оборонительную политику, оставаясь при своих интересах и не допуская англичан в области севернее Гиндукуша.

В российском военном ведомстве располагали сведениями обо всех дорогах соседней страны, в том числе и о путях через Гиндукуш. О предтече будущей автодороги через перевал Саланг – пути, ведущем из Хульма через Гиндукуш в Кабул, в документе было записано так: «Эта дорога есть главный караванный путь из Средней Азии в Индию. Но она очень трудна и зимою завалена снегами на Хаджихакском перевале. Однако движение артиллерии, даже орудий 18-фунтового калибра возможно. 6 фунтовые проходят без всякого затруднения. Близ этого пути через Гинду-Куш ведут еще два перевала: Иракский и Пюшти-Хаджихакский».

В свою очередь, и британские военные, не раз воевавшие в Афганистане, понимали, чем обернется попытка форсировать Гиндукуш. Британской королеве трезвые умы сообщали, что ее армии будет невозможно сохранить боеспособность после преодоления горных перевалов.

Таким образом, и Российская и Британская империи располагали по разные стороны Гиндукуша внушительными военными возможностями. Однако, неприступные горные хребты удерживали армии от похода, оставляя для борьбы за Афганистан лишь дипломатические и экономические средства. А в них Англии не было равных. В результате, так называемой, «большой игры» Афганистан все же оказался под протекторатом англичан, категорически не устраивавшим афганского эмира.

К началу ХХ века Россия обладала существенными познаниями в географии горного массива Гиндукуша, опиравшимися на результаты ряда экспедиций и изысканий, проведенных в разные годы российскими учеными и военными. Знания, которыми располагали в Российской империи об Афганистане постоянно углублялись. В России функционировало Императорское общество востоковедения, в котором работала Индо-афганская комиссия.

С началом Первой мировой войны в расчете на избавление от английского протектората, Афганистан начал сближение с Германией и Турцией. Но союзники по Антанте изгнали немцев из Ирана и сорвали немецкие планы по втягиванию Афганистана в войну на своей стороне. В результате Афганистан объявил о своем нейтралитете.

С завершением Первой мировой войны «большая игра» продолжилась. Англичане не оставляли надежд вернуть утраченное влияние в Афганистане. В 1919 году Советская Россия стала первым государством, признавшим независимый Афганистан. В свою очередь Афганистан был первой страной, признавшей большевиков. Соседние государства начали сближаться. В 1920 году в Афганистан прибыло посольство из Москвы. В следующем году государства подписали договор о дружбе, советские специалисты начали работы по прокладке линий связи и транспортной магистрали через перевал Саланг в Гиндукуше. Англия решила использовать против такого сближения басмаческое движение.

В эти годы вышла в свет книга А.Е. Снесарева «Афганистан». В ней автор привел подробное описание страны, уделив особое внимание перспективам ведения здесь боевых действий: «Беспутье… делает страну весьма пригодной для пассивного сопротивления. Гордый и свободолюбивый характер народа и огромная горная площадь вполне гармонируют с этим бездорожьем, делая страну очень трудной для завоевания, а особенно – для удержания власти». В Советском Союзе бывшему царскому офицеру было доверено руководство Академией Генерального штаба, где А.Е. Снесарев сформировал Восточный отдел, а также создание Института Востоковедения.

Несмотря на предупреждение выдающегося географа, весной 1929 года СССР направил для поддержки Амануллы-Хана в Афганистан хорошо вооруженный отряд в составе 2 тыс. бойцов под командованием В.М.Примакова. Кавалерист В.Т.Поветкин, участвовавший в этом походе, вспоминал: «После непродолжительного отдыха поступил приказ двигаться в Кабул через труднодоступный перевал Саланг. В те времена дорога в столицу Афганистана была всего-навсего широкой караванной тропой с множеством небольших сторожевых башен, которые каждый раз приходилось брать штурмом. Когда силы войск стали иссякать, поступила новая команда – бросать все с таким трудом захваченные крепости, и возвращаться назад».

На перевале советские воины встретились не с регулярной армией, а с вооруженными отрядами племени Саланги. В отличие от других племен, обитавших у подножия Гиндукуша, пасших там скот и возделывавших землю, природа не оставила коренным жителям перевала иных занятий, кроме контроля немногочисленных караванных троп. Столетиями они взимали дань со всех желающих пересечь Гиндукуш. Люди здесь жили суровые, под стать окружающим реалиям и самому названию перевала. В переводе с одного из диалектов языка дари на русский, «Саланг» означает «суровый».

Так повелось в Афганистане, что часть охранных функций делегировалась столичными властями племенам. Их вооруженным организациям традиционно отводилась роль подготовленного резерва для пополнения состава армии в случае военной опасности. Пуштунские племена всегда были прекрасно вооружены, а их воины были храбрыми и умелыми. При столкновении с внешним агрессором, они должны были дать ему отпор. А в случае превосходства сил, пропустить неприятеля и действовать в его тылу партизанскими методами. В рассматриваемые годы, вооруженные отряды племен превосходили по боевым качествам афганскую королевскую армию.

С началом Второй мировой войны Афганистан снова оказался в центре политических и военных противоречий. Германия рассматривала его территорию, как плацдарм для ослабления советских позиций в Средней Азии и британских в Индии. СССР и Великобритания дипломатическими и экономическими средствами склоняли афганского короля к нейтралитету. Однако, решающим фактором, подтолкнувшим его к нейтральной позиции, стал стремительный ввод трех советских армий в соседний Иран, отказавшийся выполнить подобные требования. Неприступный Гиндукуш больше не защищал от вторжения с севера, ведь Красная армия располагала механизированными войсками, способными обойти горы с запада, и авиацией, способной пролететь над ними.

Гиндукуш в стратегических планах СССР

В послевоенном мире, как и прежде, географическое положение Афганистана предопределило его большое политическое, военное и экономическое значение в делах региона и мира. Однако, невзирая на технический прогресс, списывать Гиндукуш со счетов, как естественную преграду, было преждевременно. В 1947 году США обратились к королю Афганистана с предложением об оказании помощи в строительстве сети аэродромов и дорог в северных районах Афганистана.

В документах государственного департамента раскрывалась причина такой щедрости: «Афганистан настоятельно просит поставок американского оружия в целях поддержания внутренней безопасности. Во-вторых, он хочет получить американское оружие для позитивного вклада в случае войны с Советами. Хорошо вооруженный и уверенный в поддержке США Афганистан сможет закрыть проходы в горах Гиндукуша, что явится вкладом в успешные действия вооруженных сил Запада».

Однако, и СССР имел свои виды на Афганистан. Обе сверхдержавы боролись за влияние в этой стране и стремились оказывать ей помощь. Гиндукуш снова выступил в роли разграничительной линии, удерживающей державы от непосредственного соприкосновения. СССР строил плотины, дороги, ирригационное сооружения школы, сосредотачивая свою помощь на севере Афганистана.

Здесь снова проявилась двоякая сущность Гиндукуша. Дороги, которые советские строители прокладывали на севере, неминуемо встречались с дорогами, которые строились с юга. Гиндукуш разделял сверхдержавы, но именно здесь инженеры сотрудничали, обменивались технической информацией и геодезическими данными.

Афганистан, действительно нуждался в военной и экономической помощи, и обращался за ней к США. Однако, за океаном, предоставление такой помощи увязали с выполнением неприемлемых требований политического характера: признание «линии Дюранда», предоставление США афганской территории для строительства объектов военной инфраструктуры, сокращение торговли с СССР… В 1953 году в США была выдвинута идея «северного яруса» – пояса государств Средней Азии, которые должны были стать барьером для продвижения влияния Советского Союза на юг. Началось давление на Афганистан, вынуждающее его примкнуть к антисоветскому блоку.

Правящие круги Афганистана понимали, что выполнение этих требований ведет к потере государственной независимости, что вступало в противоречие с самой афганской ментальностью. В таких условиях Афганистан обратился за помощью к Советскому Союзу, не выдвигавшему никаких предварительных политических условий.

Москва активно откликнулась на просьбы, увидев в этом возможность продемонстрировать странам «третьего мира» привлекательность и преимущества сотрудничества с социалистическим лагерем. В частности, по просьбе Афганистана СССР предоставил ему в 1954 году кредиты на несколько миллионов долларов на выгодных условиях с расчетом традиционными афганскими экспортными товарами хлопком и шерстью. На эти деньги был построен асфальтобетонный завод и поставлена советская дорожно-строительная техника. В 1955 году в Кабуле побывали руководители советского государства Н.С.Хрущев и Н.А.Булганин. На переговорах с премьер-министром Мухаммедом Даудом было принято решение «содействовать развитию дружественных отношений между СССР и Афганистаном, отвечающих интересам народов обеих стран, а также интересам поддержания всеобщего мира».

На снимке: аудиенция советских лидеров у короля Афганистана Захир-Шаха.

На практике это выразилось в выделении Афганистану кредита на развитие инфраструктуры в размере 100 млн долларов. С 1956 года СССР начал оказывать соседней стране техническую, военную и политическую помощь в рамках первого пятилетнего плана экономического развития Афганистана. Около 70% займов на его реализацию было выделено СССР. Союз обязался оказать финансовое и материально-техническое обеспечение строительства 16 крупнейших инфраструктурных проектов. Сотрудничество двух государств развивалось по нескольким направлениям. Советскими специалистами в Кабуле были построены несколько электростанций, заводы, домостроительный комбинат, авторемонтные мастерские, жилые кварталы. В Джелалабаде был сооружен оросительный канал, мосты, дороги, плотина, гидроэлектростанция.

В условиях, когда страну с востока на запад пересекала гряда непреодолимых гор, одним из приоритетных направлений стало развитие транспортной инфраструктуры. Прежде чем строить дороги, пришлось создать все необходимые условия. Так, для обеспечения масштабного дорожного строительства в середине 1950-х годов были построены цементные заводы в Джебаль-Уссарадже и Пули-Хумри, асфальтобетонный завод в Кабуле. Это создало условия для реализации одного из наиболее амбициозных и масштабных проектов первой афганской пятилетки – строительства автодороги через Гиндукуш.

Сколь ни дружественны были отношения между соседними странами, но агрессивная политика проамерикански настроенных Ирана и Пакистана заставляла Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР рассматривать территорию Афганистана как потенциальный театр боевых действий.

Из-за океана поступали недвусмысленные сигналы о намерениях США в отношении Афганистана. К примеру, журналист Арнольд Флетчер в журнале «Карент хистори» сформулировал их так: «Одна из причин заинтересованности Америки в Афганистане – это возможное значение этой страны в будущем в качестве плацдарма для нападения на Россию».

Парадоксальным образом, укрепляя двустороннее сотрудничество и оказывая Афганистану широкую помощь, СССР вынужден был готовиться к возможным боевым действиям на его территории. В Генеральном штабе отчетливо понимали трудности, с которыми могут столкнуться войска при форсировании Гиндукуша, и значение перевала Саланг. Не случайно на границе с Афганистаном периодически проводились «натурные эксперименты», в ходе которых рассматривались различные аспекты возможных будущих боевых действий.

В эти годы в Советском Союзе новое дыхание обрела разработка военной теории, применительно к ведению боевых действий в горах. В частности, в 1961 году Военно-медицинское управление Министерства обороны СССР выпустило книгу «Умей преодолевать трудности горного похода». Авторы труда констатировали, что физико-географические условия гор оказывают существенное влияние на ведение боевых действий, выделяя в этом влиянии четыре основных аспекта:

Одним из важнейших выводов, сделанных авторами работы, был следующий: «В настоящее время, благодаря развитию военной техники самые отдаленные высокогорные районы стали доступными для боевых действий войск».

В Советской армии площадкой для испытания техники и вооружения в высокогорных условиях был Памир. В середине 1950-х годов Научно-исследовательским институтом бронетанковой техники здесь были проведены испытания отечественной бронетехники на участке от города Ош до поселка Мургаб, в ходе которых был преодолен самый высокий перевал Ак-Байтал. По результатам испытаний были сделаны выводы о том, что при действии войск на высоте 3–4 тыс. метров необходимо производить отбор экипажей и их 10–15-дневную акклиматизацию на этих высотах, предоставлять кратковременный отдых механикам-водителям перед преодолением трудного участка пути и во время привала, а в некоторых случаях отдельным членам экипажа по назначению врача выдавать стимуляторы работы головного мозга. Был сделан и вывод о том, что техника и вооружение мотострелковых подразделений не в полной мере приспособлены к ведению боевых действий в горах.

Одновременно с испытанием техники в горных условиях проводились испытания на выживаемость личного состава. Они осуществлялись на базе 111-го гвардейского парашютно-десантного полка, разведывательных подразделений 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии (ферганской), 860-го отдельного мотострелкового полка, дислоцированного в Оше. В частности, в 111-м десантном полку отрабатывалась идея генерала армии В.Ф.Маргелова по выброске воздушных десантов с целью захвата горных высот и перевалов на случай войны. В 1967 году впервые в истории было осуществлено десантирование 1-го парашютно-десантного батальона 111-го гвардейского полка на горное плато в Алайской долине на высоте 3600 м. За этот подвиг десантники были награждены орденами и медалями.

В 1967 году шесть советских парашютистов совершили прыжок с приземлением на Памирское фирновое плато высотой 6000 м. Успех профессиональных спортсменов вдохновил взяться за более сложную задачу. На следующий год группа из 46 парашютистов приземлилась на Пик им. Ленина высотой 7134 м над уровнем моря. В этом прыжке, не имевшем по уровню сложности и масштабу равных с истории мирового парашютного спорта, приняли участие 46 человек: 36 военнослужащих-срочников воздушно-десантных войск во главе с капитаном Г.Тайнасом и 10 парашютистов-асов под командованием разработчика и испытателя парашютно-десантных средств А.Петриченко. О том, что задачи, ставившиеся перед парашютистами, были отнюдь не спортивными, говорит то, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1969 года все участники десанта на Пик Ленина были награждены медалью «За отвагу». Пять из них получили медаль посмертно.

В 1976 году 10-я отдельная разведывательная рота под командованием капитана Л.В.Хабарова поднялась на высоту 4644 м, дав ей название Пик ВДВ. Конечно, это была не обычная рота, а отдельная разведывательная рота, специально предназначенная для захвата высокогорных перевалов, действия в горах и пустынях. Но, все же, это было штатное подразделение, поднявшееся на непокоренный пик со штатным вооружением и оборудованием.

На снимке: советские десантники на вершине пика ВДВ. 2 августа 1976 года.

В мае–сентябре 1976 года 2-й мотострелковый батальон 860-го отдельного мотострелкового полка вместе с артиллерией полка был выделен для обеспечения сборов, проводимых на Памире, в районе поселка Сарыташ. Мероприятия проводились на высоте 3600 м под видом испытания новых образцов формы одежды для военнослужащих. В этих сборах приняла участие большая группа специалистов из Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова. Врачи проводили эксперименты на выносливость личного состава для выработки рекомендаций и инструкций по несению военной службы в условиях высокогорья. Самый главный вывод – необходима адаптация большей части личного состава на высотах 3000 м от 15 дней до месяца, в результате чего были даны рекомендации производить индивидуальный отбор военнослужащих в части, предназначенные для ведения боевых действий на высокогорье.

Пока советская армия готовилась штурмовать горные хребты Гиндукуша, используя в качестве полигонов горы на своей территории, советские строители проложили через Гиндукуш автодорогу, увенчанную уникальным высокогорным тоннелем на перевале Саланг. Постройка дороги и тоннеля на перевале Саланг существенно изменила роль Гиндукуша не только в экономическом и военном отношении, но и в политическом. Конец 1960-х годов характеризовался в Афганистане бурными политическими процессами, в частности зарождением Народно-демократической партии (НДПА). Несмотря на свою удаленность от столицы, определенную роль в них сыграл и перевал Саланг. Дело в том, что при реализации двух первых пятилеток, на протяжении которых строилась и дорога на перевальном участке, в аграрном Афганистане, практически не имевшем до тех пор рабочего класса, возникла колоссальная потребность в рабочих. Тысячи мужчин были изъяты из крестьянской среды и направлены на ударные стройки.

С завершением крупных инфраструктурных проектов, таких как дорога через Гиндукуш, более 40 тыс. человек оказались без работы, а положение тех, кто сохранил рабочие места значительно ухудшилось. 1968 год отметился началом стачечного движения. К дорожным строителям в нем присоединились военнослужащие Трудовой армии.

Вспоминает очевидец событий М.Ф.Слинкин: «Многие из них, вместе со значительным числом обнищавших крестьян, хлынули в поисках работы в города, где не найдя ее, пополнили армию люмпенов».

На фото: советская строительная техника в горах Гиндукуша.

Таким образом, гигантская стройка, завершившаяся в Гиндукуше, внесла вклад в усугубление нестабильности в Афганистане. Весной 1972 года волнения охватили еще больше трудовых коллективов. Среди прочих, в марте начали бастовать дорожные рабочие, обслуживающие дорогу от Кабула до Хайратона, в том числе и перевальный участок Саланга. Они требовали своевременной выплаты денег, повышения зарплаты, улучшения питания, выдачи зимней одежды и увольнения за грубое обращение с рабочими начальника службы эксплуатации дороги полковника Касем-хана. Около 80 рабочих-дорожников предприняли марш из поселка эксплуатационников Доши на Кабул. На 89 км пути, пройдя половину дороги до Кабула они были остановлены командующим Трудовой армией, который пообещал удовлетворить все требования, что и было сделано на следующий день. Дорожники вернулись в Доши.

В обществе зрело недовольство, все четче становилось понимание необходимости перемен, все организованнее становились силы, готовые с оружием в руках добиваться этих перемен. Политическое, военное и экономическое значение коммуникации, соединяющей столицу Афганистана с советской границей, было очевидным и для той части афганского народа, которая не согласилась с приходом к власти НДПА и примкнула к так называемой вооруженной оппозиции. Особые основания к пресечению ее работы были у местного населения Панджшерского ущелья. Веками именно через него проходили пути, связывающие районы Северного и Южного Гиндукуша, а также являвшиеся частью международных торговых путей. Открытие тоннеля Саланг нанесло серьезный удар по экономике долины, ведь грузопотоки пошли в обход Панджшера.

В начале мая 1979 года крупный отряд моджахедов напал на город Пули-Хумри, перерезав на несколько суток дорогу Кабул–Термез. Афганские войска вскоре вернули контроль над магистралью. А оппозиция сделала очевидный вывод о том, что прерывать стратегическую коммуникацию лучше не на равнине, где располагаются крупные гарнизоны, а в наиболее уязвимом месте – на перевале Саланг. В декабре 1979 года начался новый этап в истории Гиндукуша, требующий отдельного рассмотрения.

Подводя итог обсуждению роли Гиндукуша в политической, военной и экономической истории Средней Азии можно сделать следующие выводы:

1. Географическое положение Афганистана, расположенного на пути между западом и востоком, севером и югом, с древнейших времен делало его объектом внимания сильнейших держав мира. Горный массив Гиндукуша становился непреодолимой или сложнопреодолимой преградой на пути завоевателей. Физико-географические условия высокогорья заставляли могущественные армии отказываться от своих амбиций, либо идти на существенные издержки.

2. Во все времена высокогорные условия Гиндукуша требовали от полководцев, желавших его пересечь, особых приготовлений и организации. В такой поход можно было брать лишь наиболее мобильные силы, состоящие из наиболее подготовленных воинов, не отягощенных обозами. После завершения Второй мировой войны СССР начал системную подготовку к предстоящим возможным боевым действиям в высокогорных условиях Гиндукуша. В этот период Афганистан умело использовал противоречия между конкурирующими сверхдержавами для реализации амбициозного проекта – строительства дороги и тоннеля на перевале Саланг.

3. На протяжении тысячелетий горные хребты играли двоякую функцию. С одной стороны, они разделяли народы, проживавшие по разные стороны гор, определяя их различия в языках, религии, политической и экономической жизни. Тяготы и лишения переходов через Гиндукуш испытали на себе персы, греки, индийцы, монголы, моголы, англичане, русские. С другой стороны, Гиндукуш играл концентрирующую роль, как перекресток важнейших торговых путей, место пересечения стратегических интересов разных стран. Существенный вклад в изучение и описание высокогорной местности внесли наши соотечественники.

4. Несмотря на частные временные успехи той или иной сверхдержавы в деле завоевания местности, прилегающей к Гиндукушу с севера и с юга, ее полноправными хозяевами во все времена являлись местные жители. Каждый новый завоеватель, вне зависимости от численности и технического оснащения и от первоначальных успехов, достигнутых в наступательном порыве, в конечном счете вынужден был считаться с интересами населения, контролировавшего эту местность веками. С созданием коммуникации, проходящей через Гиндукуш, она приобрела важнейшее экономическое и политическое значение.

Владимир ПРЯМИЦИН, доктор исторических наук.

С полным текстом статьи «Гиндукуш в политической, военной и экономической истории Средней Азии» можно ознакомиться по ссылке: https://afghanistan.ru/doc/142808.html


Опубликовано 17 июня 2021 в рубрике Памятные даты
Подпишитесь на наш телеграм-канал: @boevaya_vysota

Подписка

Важные страницы

Все рубрики