В последние дни в Кабуле особенно неспокойно. Регулярно грохочут взрывы, город обстреливают реактивными снарядами, тем не менее, 29 ноября в конференц-зале Российского центра науки и культуры в Кабуле состоялось написание Географического диктанта. В нем приняли участие сотрудники Российского центра науки и культуры (РЦНК), преподаватели кафедры русского языка Кабульского университета, активисты Ассоциации выпускников вузов стран СНГ во главе с ее президентом С.Мирвайсом, слушатели языковых курсов «Наша молодежь», магистранты знаменитого МАДИ, студенты, из-за пандемии COVID-19 не уехавшие в российские вузы и занимающиеся в режиме он-лайн.
Этот Географический диктант стал вторым для Афганистана. В ноябре 2019-го в его написании приняло участие около 20 смельчаков, в этом году их количество превысило вдвое и интерес только возрастает.
Нужно отметить что в Афганистане очень много пытливой, активной, целеустремленной молодежи. В стране действуют десятки студенческих, творческих, женских и многих иных ассоциаций. Участие во многих акциях, в т.ч. всероссийских и международных диктантах, для них стало привычным делом. Ранее они принимали активное участие в Диктанте Победы и Этнографическом диктанте, международных конкурсах по русскому языку.
Безусловно, пункты диктантов являются нелегким испытанием. К примеру, кто сходу сможет ответить на вопрос – какой современный субъект Российской Федерации примерно соответствует губернии Российской империи ХIХ века? Или – в честь какого объекта или события получила свое название первая советская антарктическая станция «Мирный», открытая в 1956 году? Наверняка многие российские граждане затруднятся с ответом, а для афганцев они в сто крат сложнее. Тем не менее, они очень стараются и радуются своим правильным ответам.
На вопрос что их заставляет подвергать себя таким испытаниям, они, как правило, отвечают: мы помним «шурави», они очень много хорошего сделали для Афганистана, наши родители учились в России, относятся к ней с глубоким уважением, считают ее второй Родиной, мы тоже хотим получить образование в России и в дальнейшем развивать с ней плодотворные дружеские отношения.
По итогам диктанта его участники обсудили предложение обратиться в Академию наук Афганистана, Министерство высшего образования и иные заинтересованные структуры с просьбой организовать Всеафганский географический диктант, чтобы молодежь лучше знала историю своей страны, ее уникальные природные объекты, героев и первооткрывателей, а затем предложить этот диктант российским сверстникам.
Вячеслав НЕКРАСОВ, Российский центр науки и культуры в Кабуле.