14 июля в Кабульском центральном парке в районе Шахр-е нау прошел молодежный антироссийский митинг, в котором приняли участие представители 24 ассоциаций. Несмотря на значимое количество заявленных общественных структур, число участников не превысило и полусотни человек, считая с десяток репортеров. Послушав все эти выступления, представительство Россотрудничества в Афганистане пригласило всех участников митинга в Российский центр науки и культуры в Кабуле для откровенного разговора. Эту идею продуктивно поддержали Ассоциация содействия и развития молодежи Афганистана, Ассоциация выпускников вузов стран СНГ. Желающих встретиться с российской стороной вызвалось несколько сотен, значительно больше чем для участия в пресловутом митинге, но по условиям пандемии их число пришлось ограничить...
Обычно афганские митинги проходят очень шумно, азартно, эмоционально и, как правило, всегда заканчиваются общеобъединяющим ревом «Смерть!», от которого вскипает кровь в жилах. Иностранцу и даже «шурави», к которым отношение позитивнее чем к кому-либо, лучше этого момента не дожидаться и заранее ретироваться в надежное место. Толпа слепа, ярость ее невероятна, а на кого укажет перст очередного «уличного лидера» не знает даже Всевышний. Смерть может быть кому и чему угодно – империализму, войне, каферам (неверным, прим. авт.), наркотикам, некоторым соседним странам и т.п.
На этот раз до криков «Марг!» (смерть,– прим. авт.) дело не дошло. Участники митинга в Кабульском центральном паркечинно выстроились в шеренгу перед телекамерами, выставили перед собой типографским способом заготовленные плакаты, безучастно послушали нескольких штатных ораторов с тусклыми речами и уже более заинтересованно отправились вкушать честно заработанный обед. Злые языки утверждают, что организаторы получили еще и по 1 тысяче афгани за каждого привлеченного участника.
Для информации, плакаты гласили: «Россия не сделала выводов из опыта СССР и сейчас поддерживает талибов оружием и финансами», «Афганцы обвиняют Россию в поддержке талибов», «Мы, Ассоциация молодежи, сурово осуждаем Россию за поддержку Движения талибов», «Обвиняем Россию за поддержку талибов, это ведет к продолжению войны в Афганистане», «Террористы и страны, которые их поддерживают, виновны в том, что война в Афганистане не стихает».
В тон были и выступления некоторых молодых лидеров: «40 стран уже почти 20 лет стараются принести мир в Афганистан, но Россия этому препятствует», «Мы ждем скорого начала переговоров о мире официального правительства с Движением талибов, но количество атак террористов только растет, значит, им помогает Россия», «Требуем, чтобы афганцы сами решали вопрос о мире. Если другие страны будут поддерживать талибов, война будет только разгораться», «Все понимают, что Россия – наследница СССР, который 25 декабря 1979 года ввел свои войска в Афганистан. Осадок от тех событий остался до сих пор».
Были и более взвешенные выступления. Мохаммад Эваз, выпускник Университета Ариана: «Я не говорю, что только Россия виновата, но и Америка тоже. Мы хотим, чтобы обе эти страны принесли мир в Афганистан». Хасибулла Захир, студент юридического факультета Кабульского университета: «Прежде всего, я хочу обратиться к своему правительству. Давайте начнем с себя, давайте, наконец, сами начнем решать свои проблемы».
Послушав все эти выступления, представительство Россотрудничества в Афганистане пригласило всех участников митинга в Российский центр науки и культуры в Кабуле для откровенного разговора. Эту идею продуктивно поддержали Ассоциация содействия и развития молодежи Афганистана, Ассоциация выпускников вузов стран СНГ. Желающих встретиться с российской стороной вызвалось несколько сотен, значительно больше чем для участия в пресловутом митинге, но по условиям пандемии их число пришлось ограничить.
Нужно сказать сразу, афганская молодежь отнюдь не настроена так антироссийски, как кому-то хочется показать. Многие уже в этом веке закончили российские вузы, побывали на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи, были международными наблюдателями во время недавнего голосования за внесение поправок в Конституцию России, принимали участие и выступали на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, Международном гуманитарном форуме в Ялте, в ряде мероприятий по программе «Новое поколение» и т.д. Все они вернулись из России с самыми признательными впечатлениями, выступали на центральных каналах со словами благодарности.С другой стороны, в Афганистане нет ничего предосудительного в том, чтобы на время поступиться самыми непреклонными принципами и подзаработать сотню-другую, а то и миллион-другой афгани, кому как повезет. Да и внешняя среда этому максимально благоприятствует.
Создается впечатление, что стабильный, экономически устойчивый, независимый Афганистан западной коалиции не особенно и нужен, у нее другие цели – опутать страну долгами и кредитами, покрепче привязать к своей колеснице, отмыть якобы вложенные колоссальные средства. Для этого нет необходимости инвестировать средства в капитальное промышленное строительство, решать острейшие энергетические проблемы или реализовывать долгосрочную программу по подготовке и воспитанию патриотически настроенных национальных кадров. Всем этим занимался Советский Союз. Западники поступают по-другому, они покупают национальную элиту, расставляют своих сторонников по ключевым постам и, считай, страна в кармане. Когда это сделано, можно выводить большую часть войск.
Еще один штрих. До упомянутого вывода большей части войск Афганистан, как корзина с желудями в урожайный год, был переполнен всевозможными международными неправительственными, негосударственными, независимыми, социальными, женскими и прочими «благотворительными» организациями. Их приходилось по несколько сотен на одну провинцию, каждая из них «осваивала» большие миллионы, которые расходились в основном на презентации, пустые конференции, естественно на немыслимые зарплаты, командировочные и представительские.
В 2014 году по указу тогдашнего президента Х.Карзая, понявшему угрозу «западнизации» страны, львиная доля международных НГО была вынуждена покинуть Афганистан, но они оставили после себя сотни уже чисто афганских общественных структур, которых хорошо научили только одному – ходить по кругу, выпрашивать деньги и тратить их на те же самые презентации и конференции.
Павки Корчагины под влиянием советского комсомола массово появились в Афганистане в 80-е годы. Тогда молодежь самоотверженно боролась за ликвидацию безграмотности, с оружием охраняла жилые кварталы и промышленные объекты, бесплатно выходила на строительство школ, дорог, кинотеатров, разбивку парков, наводила чистоту на улицах, следила за порядком на рынках. Была создана единая Демократическая организация молодежи Афганистана (ДОМА). На первых порах ее возглавляли родственники и сторонники Хафизуллы Амина, а затем первым секретарем был избран честный, бескорыстный, очень уважаемый молодежью Фарид Маздак. К слову, для женщин была создана Демократическая организация женщин Афганистана, которая тоже воспитала немало ярких лидеров. С приходом к власти моджахедов все это кануло в лету.
Сегодня быть молодым в Афганистане нелегко, почти невозможно без высокой протекции найти работу, среди выпускников вузов безработица превышает 60 процентов, сложно разобраться в безбрежном мутном информационном потоке, нет сплачивающей национальной идеи, действенной государственной молодежной политики, единой системы воспитания, качество образования не позволяет заняться решением серьезных проблем. Из всех участников митинга лишь двое неуверенно вспомнили имя афганского космонавта, один – когда будет День независимости страны, а вопрос о значении битвы при Майванде и вовсе поверг аудиторию в ступор.
Без ответа остался и другой вопрос – почему некоторые молодежные лидеры решили осудить Россию якобы за передачу денежных средств и оружия талибам с целью уничтожения американских солдат? К этому времени эту «утку» ангажированной «Нью Йорк таймс» уже опроверг МИД России, Движение талибов, министр обороны США и сам президент Трамп. Может, этим лидерам известно что-то такое, что неведомо руководителям государств? В перерыве один из участников митинга самокритично назвал это мероприятие «пустым, корыстным свистком вслед ушедшему каравану».
Можно ли винить молодежь за этот «свисток»? Наверное, только отчасти, условия в стране таковы, что перед большинством населения стоит одна главная проблема – выжить. Такое положение и привело молодежь на антироссийский митинг в парке Шахр-е Нау.
Тем не менее, работать с афганской молодежью увлекательно и благодарно. Когда с нее слетает шелуха пустых лозунгов, слепо заимствованных чужих суждений, фейковой информации и предстает живой, раскрепощенный ум, то разговор становится глубоким и интересным. По итогам горячего диспута, длившегося более четырех часов, большинство участников склонилось к решению создать единый Совет молодежных ассоциаций, подготовить план взаимодействия с Российским центром науки и культуры и начать его реализацию с символичной даты – Дня независимости Афганистана, 19 августа.
Вячеслав НЕКРАСОВ, представитель Россотрудничества в Афганистане, руководитель Российского центра науки и культуры в Кабуле.