Президент Российской Федерации Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко открыли мемориал Советскому солдату подо Ржевом. Ржевский мемориал Советскому солдату установлен в Тверской области на трассе Москва – Псков, у поворота на деревню Хорошево. Это один из самых грандиозных памятников участникам Великой Отечественной войны и, безусловно, самый масштабный из тех, что были созданы за последние годы.
При встрече главы государств обнялись, подошли к памятнику и возложили букеты алых роз. «Невозможно без боли думать о потерях, которые понесла здесь Красная армия. Погибли, были ранены, пропали без вести более одного миллиона трехсот тысяч человек. Чудовищная, просто немыслимая цифра! …Мы всегда будем помнить, какую высокую цену заплатил советский народ за победу, какой удар приняла на себя и отразила Красная армия, где в едином строю сражались представители всех республик, всех национальностей Советского Союза», – сказал Владимир Путин во время церемонии, на которой также присутствовали ветераны.
После этого президенты поучаствовали в международной акции «Сад памяти» и высадили ели в память о погибших в Великой Отечественной войне.
Ржевский солдат – бронзовая скульптура высотой 25 метров и весом около 80 тонн, которая расположилась у деревни Хорошево Ржевского района Тверской области. Мемориал построили по инициативе ветеранов и на народные пожертвования.
Проект реализовало Российское военно-историческое общество при поддержке Союзного государства, Минкультуры и областного правительства.
Александр Твардовский
в знаменитом стихотворении «Я убит подо Ржевом» писал о спасенном мире,
живущем дальше без тех, кто его спас. И без иной возможности отблагодарить их за этот подвиг, кроме как помнить. Но теперь, через 75 лет после войны, есть куда прийти и им поклониться.
Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете...
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей...
Я – где крик петушиный
На заре по росе;
Я – где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядет,
Там, куда на поминки
Даже мать не придет...
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?
В том самом поле подо Ржевом, рядом с тем самым шоссе, открыт памятник Советскому солдату. Только на этом небольшом поле – километр на километр, где поставлен памятник, погибли 60 тысяч бойцов...
Путин и Лукашенко поговорили с архитекторами и строителями, создавшими этот, возможно, самый впечатляющий из памятников бойцам Красной армии. Посадили на Аллее памяти ель и зашли в музей внутри мемориала.
От задумки до воплощения Ржевского мемориала прошло три года. Его создатели подчеркивают: памятник посвящен не офицерам и не генералам, а Солдату с большой буквы - тому, кто остановил врага и гнал его до самого Берлина.
Идея создания мемориала принадлежала ветеранам войны. А сформулировал ее на одном из совещаний в правительстве Тверской области Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. Как не раз признавался Григорий Алексеевич, замысел родился в беседах с его отцом – ветераном войны Алексеем Никифоровичем Рапотой. Летчик-бомбардировщик, окончивший Ташкентское лётное училище, он попал на Калининский фронт в 19 лет и сражался в небе над Ржевом. Ветеран часто сетовал, что подвиг героев Ржевской битвы, одной из самых кровопролитных в истории, не был увековечен должным образом.
Спустя три года несправедливость исправлена. Ржевский мемориал Советскому солдату – грандиозный мемориальный комплекс, в центре которого 25-метровая фигура солдата в плащ-палатке. Он стоит на 10-метровом холме, и его словно уносят в небо журавли. Трудно отвести глаза от устремленного, словно с небес, взгляда, невозможно удержать подкатывающий к горлу ком и наворачивающиеся слезы. Солдат словно беззвучно читает бессмертные строки Твардовского - «Мы за родину пали, но она – спасена». И ждет, что мы скажем на это…
Проект Ржевского мемориала Советскому солдату реализован Российским военно-историческим обществом при поддержке Союзного государства и Правительства Тверской области. Часть средств – 200 миллионов рублей – по решению Высшего Государственного совета Союзного государства было выделено из бюджета интеграционного объединения. Эти деньги пошли на создание бронзовой фигуры солдата.
Остальную необходимую сумму составили добровольные пожертвования граждан. Россияне, белорусы, жители других стран постсоветского пространства… Общий бюджет строительства составил почти 600 миллионов рублей, и две трети из них пришли от людей. Любопытно, что в графу «жертвователь» люди часто вписывали имена своих участвовавших в войне родственников. Многие прикладывали фотографии и жизнеописания – это была поистине народная стройка народного мемориала.
Фигура солдата, кстати, – это лишь часть комплекса. Кроме него, на территории есть еще входная группа с листами кортеновской стали, на которых высечены имена десятков тысяч павших бойцов. Кроме того, рядом с памятником расположен мультимедийный музейный комплекс, где можно посмотреть архивные документы, фотографии и видеофрагменты. Этот небольшой музей – филиал Музея Победы, что на Поклонной горе.
В этом же мультимедийном комплексе можно увидеть и солдат-победителей. Их фотографии собраны в специальном цифровом хранилище - проект называется «Лица Победы». На недавней церемонии гашения марки, посвященной Ржевскому мемориалу, заместитель директора Музея Победы Федор Смуглин призывал родственников фронтовиков принять участие в этом начинании и активно присылать фотографии. Добавить материалы в мультимедиа-архив можно и после открытия мемориала.
Эскиз Ржевского мемориала выбрали не сразу. На первом подведении итогов конкурса осенью 2017 года комиссия не смогла выбрать достойного претендента. Говорили, что в работах мало души. Наверное, это была правда. По крайней мере, когда полгода спустя свой вариант памятника представили скульптор Андрей Коробцов и архитектор Константин Фомин, все сразу поняли, что имеется в виду. Этот мемориал – душа в чистом виде. И это именно душа солдата, своим хребтом, потом, кровью и жизнью вырвавшего Победу.
Скульптор Андрей Коробцов почти все три года дорабатывал фигуру солдата. Воин сначала должен был стоять в шинели, позже ее сменила плащ-палатка. Знаки различия, звездочки на погонах, ордена – все приходилось корректировать, руководствуясь консультациями историков. Да и лицо солдата менялось, приобретая все более глубокие черты. Наверное, это было связано с тем, что молодой скульптор больше и больше погружался в тему человека на войне – отчаянной, кровавой, пронизанной подвигами и героизмом.
– Один парень показал мне письмо прадеда, которому было 22 года, – рассказывал Андрей Коробцов в одном из интервью. – Он прибыл на Калининский фронт и пишет, что оружия на всех не хватает, но он все равно идет в наступление. «Домой я не вернусь», – пишет он жене с младенцем. Это так страшно! Человек знает, что погибнет, но все равно идет на врага!
Мемориал установлен так, чтобы, двигаясь по трассе на автомобиле, люди могли заметить фигуру солдата издалека. При этом весь комплекс создан в едином художественном стиле. Даже деревья – краснолистный клен, береза и рябина – подбирались с тем расчетом, чтобы вписаться в единый ансамбль. Правда, оценить все великолепие замысла сразу не удастся: деревья подрастут и достигнут нужного размера только через год-два.
Любопытно, что на территории мемориала предусмотрено даже звуковое оформление.
– Люди, что едут по трассе, увидят скульптуру издалека, - рассуждал архитектор Константин Фомин. – Подъезжая ближе, они слышат песни военных лет. Надеюсь, у многих возникнет желание заехать.
Открытие мемориала планировалось на начало мая. А готов он был еще 15 апреля. Однако из-за пандемии коронавируса церемонию открытия пришлось отложить. Памятник был затянут специальным баннером, его территория обнесена красно-белой запрещающей лентой. Но несмотря на это, 9 мая люди останавливали у мемориала машины и передавали охранникам цветы с просьбой возложить к подножью скульптуры солдата. Теперь, после официального открытия, все желающие смогут сделать это без посредников.