Декабрь
пнвтсрчтптсбвс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Газета ветеранского и патриотического движения Башкортостана

ЛИХАЯ СУДЬБА

ЛИХАЯ СУДЬБА

Судьба отмерила ему всего полвека. Он прожил жизнь короткую, но яркую, полную опасностей, тяжелых испытаний и прекрасных мгновений победы... В былые времена Героя ему не дали бы. Сказался бы «синдром Маринеско». Не мог получить «Золотую Звезду» человек, у которого в биографии имелся сомнительный эпизод. У Фарвата Якупова таковой имелся. Но об этом позже…

20 марта 1958 года в деревне Бурлы Гафурийского района в дружной семье сельских тружеников Раузы и Абдуллы Якуповых появился на свет первенец Фарват. С раннего детства, как и многие сверстники, мечтал стать офицером. Очень любил читать книги и смотреть фильмы о войне. Прочитал почти все книги в библиотеке. Пока одноклассники перебрасывались на уроках записочками с девчонками, Фарват украдкой, из-под парты листал книги о войне. Любимый фильм – «Они сражались за Родину». Занимался боксом, играл в хоккей, катался на лыжах. Словом, готовил себя к военной службе. Может, гены сработали – отец служил на флоте, а дядя, будучи разведчиком, во время Великой Отечественной войны пропал без вести под Сталинградом…

Автор: Евгений Смирнов,

лауреат премии Всероссийского конкурса СМИ
«Журналисты России против террора» за 2011 г.
,
ветеран боевых действий на Северном Кавказе.
Специально для газеты «Боевая ВЫСОТА».

…Фарват вспоминал один эпизод из своего детства:

– Однажды идем из школы. Вижу, охотник Султан-абзый пристреливает бездомных собак. Он поранил и нашу собаку. Когда прицелился второй раз, я, не раздумывая, накрыл ее, раненую, своей грудью. Вот так и спас от верной гибели.

После окончания средней школы в 1975 году Фарват попробовал попытать свое счастье: сдал вступительные экзамены в военное училище. К сожалению, не смог поступить. И все же своей мечте не изменил...

В 1976 году окончил Уфимскую техническую школу ДОСААФ и вскоре был призван в армию. После окончания срочной службы остался там прапорщиком. Служил вначале в Монголии. В 1983 году попал в Афганистан. Там получил свою первую награду – медаль «За боевые заслуги». После Афганистана – служба в Коломенском артиллерийском училище.

Здесь в 1987 году и случился неприятный эпизод в биографии прапорщика Якупова. Произошел инцидент с одним из заместителей начальника училища, в ходе которого тот ударил Фарвата. Не долго думая, Фарват ответил. В итоге после одиннадцати лет безупречной службы его уволили из Армии с формулировкой «за дискредитацию» звания прапорщика. Что было, то было. Из биографии, как из песни, слова не выкинешь. Обида душила, переживал тогда Фарват страшно. Форму свою долго не снимал. Пытался найти себя «на гражданке», кем только не работал, даже шабашничать ездил в Тюменскую область. А потом настал новый этап в его биографии.

4 сентября 1991 года – день поступления на службу в органы внутренних дел – Фарват Якупов считал одним из главных событий своей жизни. Сначала он был рядовым сотрудником ОМОНа ГУВД Московской области, затем возглавил отделение. Суровая мужская работа была его стихией. Дух боевого братства, непреложное правило товарищеской взаимовыручки – один за всех и все за одного, которое довелось испытать еще в Афганистане, Фарват старался прививать и своим подчиненным. Для бойцов-омоновцев авторитет командира отделения был непререкаем. Имея опыт боевых действий, Фарват в короткий срок освоил специфику оперативно-тактической работы групп захвата, был включен в постоянный состав одной из них. Старшина милиции Якупов вместе со всеми выезжал по тревоге и принимал участие в пресечении массовых беспорядков, однажды участвовал в задержании 11 особо опасных вооруженных преступников. В этих боевых операциях Фарват Абдуллович действовал решительно и хладнокровно.

Особенно отличился Якупов в 1992 году в ходе ночной операции по освобождению заложников, находившихся в захваченном террористом самолете. В ту ночь рейсом из Грозного в аэропорту Внуково приземлился самолет ТУ-154 с шестью членами экипажа и 118 пассажирами на борту.

Взвод ОМОНа туда занесло случайно. Понадобилось уточнить месторасположение дач, где якобы произошло вооруженное нападение. «Ребята, действуйте!» — выбежал к ним навстречу майор линейного отделения милиции. Видно, принял их за группу «Альфа». Было с чего. Угрожая взорвать гранату, террорист требовал от экипажа лететь в Турцию.

— Ребята в ответ молчали, самолеты — не наш профиль, — вспоминал Фарват . — Ну, думаю, молчание — знак согласия, тем более майор взял на себя это дело. В конце концов, какой ты командир, если не можешь принять самостоятельное решение?

Как выяснилось, террорист здорово «накушался» наркотиков. Рассчитывать на адекватные переговоры с ним не приходилось. Экипаж с одной из бортпроводниц успел запереться в кабине, бортинженер с другой стюардессой остались в салоне. Террорист прикрывался летчиком и требовал сию же минуту взлететь. Чтобы выиграть время, ему заявили: мол, горючего не хватит, нужно заправиться. Наконец, экипажу сообщили, что отряд готов к операции по освобождению заложников. Летчики из «форточки» сбросили веревку. По ней забрался командир отряда. Затем Фарват Якупов. Чтобы протиснуться в узенькое окно кабины, пришлось снять бронежилеты. Вообще-то, лезть должен был один, но Фарват в последний момент решил поддержать товарища. К тому же, как бывший афганец, умел обращаться с боеприпасами.

Сноровка пригодилась: террориста пригласили к внутреннему телефону возле кабины пилотов, якобы для переговоров. Шли последние минуты времени, отпущенного злоумышленником для дозаправки. Это были и его последние минуты — граната выпала из рук преступника, щелкнув, отлетел рычаг. Якупов подхватил ее и выбросил в окно. К счастью, она не взорвалась. Старая оказалась, времен Великой Отечественной.

Самое интересное началось позднее: на межведомственной коллегии начальники ломали копья — наградить или наказать отряд? Некоторых возмутил тот факт, что освобождением заложников занялись «непрофессионалы». Чиновник, отвечавший тогда «за терроризм», нехотя, но пожал-таки руки омоновцам: «Ну что ж, победителей не судят...». Ведь, по уставу, если в присутствии милиционера происходит преступление, он обязан вмешаться и принять меры. Все участники той операции, в том числе и Фарват Якупов, были тогда награждены орденом «За личное мужество».

В январе 1993 года Фарват Якупов перешел на работу в только что созданный подмосковный СОБР. В специальном отряде быстрого реагирования орденоносец завоевал авторитет у коллег не на словах, разумеется, а в деле. У рубоповского спецназовца начались полные опасностей и тревог будни. Однако он и не мог предположить, что вскоре на его долю выпадет еще одно испытание огнем.

С 11 января 1995 года Фарват Якупов находился в командировке в Чечне. А спустя неделю в станице Ассиновская проводилась операция по разоружению боевиков. Получив оперативную информацию, в составе группы Якупов выдвинулся к указанному дому, под автоматным огнем боевиков ворвался в него и вместе с товарищами вступил в рукопашную схватку. В ходе боя были пленены 10 дудаевцев, 8 из них оказались наемниками.

В конце января при проведении разведывательно-поисковой операции старший лейтенант милиции Якупов со своей группой совершил двадцатикилометровый рейд в район Бамута. В ходе операции были получены ценные сведения о местонахождении бандформирований, системе их боевого охранения, скрытых огневых позициях. В одном из населенных пунктов колонна попала в засаду. Собственно, направили их на встречу со старейшинами. Как не откликнуться на такую инициативу? Вместо переговоров случилось нападение со спины. Головную машину, где ехал Якупов, стали обстреливать со всех сторон. Пришлось собою прикрывать отход основных сил.

— Внутренне мы были готовы к подобному повороту событий, — вспоминал Фарват. — Иначе понесли бы значительно больше потерь.

Во время боя Фарвата ранило в голову: пуля попала между глаз и прошла навылет через висок. На какое-то время раненый потерял сознание. Бойцы сочли, что убит. В этой мясорубке они решали главную задачу — спасали раненых, чтобы не попали в плен. Последняя мысль Якупова: «Допрыгался, Фарват. Сына не успел на ноги поставить...».

В это время в деревне Бурлы Гафурийского района отчаянно молилась мать Якупова. И чудо случилось: раненый очнулся, через минуту начал немного видеть. Нашарил автомат, отполз к пересохшему арыку, скатился в него и вышел к своим. Те заметили, что кто-то там шатается, падает. Уже когда самостоятельно выбрался из-под огня, подхватили. Отвезли в Беслан, где работали питерские нейрохирурги из Военно-медицинской академии. Это были специалисты экстра-класса. Кандидат медицинских наук Виктор Руденко блестяще сделал операцию. Он лучше всех понимал серьезность ситуации. «В рубашке родился, парень», сказал он. «Если будет нужда, звони», добавил он напоследок и оставил свой телефон. Будто в воду глядел...

Отлежавшись по госпиталям, Фарват пришел в родной СОБР. Но после такого тяжелого ранения вернуться в строй было просто невозможно. Требовалась повторная операция. Но... Там, на поле брани, оперировали невзирая на ведомственную принадлежность. А теперь выяснилась, что за операцию нужно платить большие деньги, много. Командир отдела полковник милиции Анатолий Рыбников был тверд в своем решении. Любой ценой обещал найти деньги. Но складываться не пришлось -— подоспел Указ о присвоении высокого звания Героя России. А героев оперируют, оказывается, бесплатно.

Едва встав с больничной койки, Фарват Якупов, уже Герой России, в январе 1996 года выехал в Дагестан для участия в специальной операции по уничтожению бандитов и освобождению заложников в селе Первомайское. Перед отрядом стояла задача: организовать «коридор» для группы, по которому та должна освободить из мечети заложников. Командир отделения тогда поручил группе Якупова первыми пробраться в деревню. Как признался Фарват, вначале подумалось: «Вот, блин, опять я...». Да еще попытались отправить его группу через футбольное поле. Верная гибель. Тут уж командир воспротивился и выбрал маршрут по своему усмотрению, через дворы. Но никто вызволять заложников не пришел. Подождали несколько часов, пока вечером не поступил приказ и с потерями не отошли обратно в арык. Снова там переночевали. На третьи сутки командование проблему решило с помощью «Градов». Боевики разделились на две группы. Одна, отвлекающая, пыталась уйти через соседние деревни, тем временем вторая, радуевская, — через Терек.

— У нас погиб только один человек, но раненых было много — у кого рука, у кого нога «улетела», — вспоминал Фарват  — После Первомайского 26 февраля в Георгиевском зале в Кремле Ельцин вручил мне Звезду Героя России.

А за отвагу, подлинно бойцовский дух и недюжинное самообладание во время операции под Первомайским он вскоре был награжден орденом Мужества.

Продолжая службу в СОБРе, в Центре оперативно-тактической подготовки подмосковного РУБОПа , Фарват Абдуллович передавал свой бесценный боевой опыт молодому пополнению Регионального управления по борьбе с организованной преступностью, заочно окончил Московский юридический институт МВД РФ. А после выхода на пенсию Герой России подполковник милиции Фарват Якупов поступил в Академию государственного управления при Президенте Российской Федерации на факультет «Национальная безопасность», посвящал ставшие редкими часы досуга жене Ирине Николаевне и сыновьям Ренату и Руслану. Не терял Фарват и связи с малой родиной. В его уютной квартире на улице Школьной в подмосковном поселке Видное всегда были открыты двери для земляков из Башкирии. А каждый приезд в родную деревню для него был большим праздником.

Осенью 2007 года я убыл в долгосрочную командировку в Чеченскую Республику. И сразу же оказался в районе выполнения боевой задачи. Для меня это была первая «горячая точка». Мы постоянно перезванивались с Фарватом и он давал мне советы профессионала, как правильно поступить в той или иной ситуации.

20 марта 2008 года Фарвату исполнилось пятьдесят лет. Среди многочисленных поздравлений было и поздравление от Президента Башкортостана Муртазы Губайдулловича Рахимова.

В июне того же года, находясь в отпуске, я заехал в гости к Фарвату. Отметили мой приезд из Чечни. Фарват радовался за сыновей. Старший Ренат, окончив милицейский колледж, получил звание лейтенанта юстиции и начал работать следователем. Младший Руслан поступал в кадетский корпус. Мечтал Фарват об очень земных вещах: поставить сыновей на ноги да ближе к старости вернуться на родную башкирскую землю, в Гафурийский район. Там окончательно состариться и умереть в родительском доме, чтобы похоронили рядом с могилами предков. На прощание сфотографировались с ним на память. Кто бы подумал, что это наша последняя встреча. Отгуляв положенный отпуск, я опять вернулся в Чечню. 10 ноября я позвонил Фарвату и поздравил его с Днем милиции. А через три недели его не стало. О его кончине я узнал на сороковой день. Похоронили Героя России Фарвата Якупова, как он и завещал, на башкирской земле, в родной деревне Бурлы.

На фото: Герой России Фарват Якупов.

Опубликовано 12 октября 2012 в рубрике Жизнь - подвиг
Подпишитесь на наш телеграм-канал: @boevaya_vysota

Подписка

Важные страницы

Все рубрики