Вот уже на протяжении несколько лет в Уфе успешно действует Православное военно-патриотическое объединение «Александр Невский», в которое, помимо одноименного, входят также православные военно-патриотические клубы «Даниил Московский», «Пересеет», военно-патриотический клуб «Русь» и имени Георгия Победоносца. Руководят ими выпускники клуба «Александр Невский». А возглавляет военно-патриотическое объединение «Александр Невский» — его создатель протоиерей Виктор Иванов. В номере журнала «Боевое братство» за август текущего года опубликовано интервью с о. Виктором. Мы предлагаем эту публикацию вниманию и наших читателей.
…В жизни нужно многое уметь: Родину защищать, воспитывать детей, писать стихи, выражать чувства музыкой и красками, считает протоиерей Виктор Иванов. Сам он с детства мечтал стать десантником, как его отец. Сегодня он — настоятель Свято-Пантелеимоновского храма Уфимской епархии, руководит православным военно-патриотическим клубом «Александр Невский», активный участник ветеранского движения и член Башкирского республиканского отделения «БОЕВОГО БРАТСТВА».
— Я рос в обычной семье и с детства хотел стать офицером-десантником. Но, когда пришло время поступать в военное училище, решение врачей перечеркнуло все мои планы. Однако с мечтой о службе в десанте я не распрощался. Только вместо лейтенантских вскоре надел погоны рядового. Наперекор всем преградам отправился на срочную службу в легендарные Воздушно-десантные войска.
— Если такой интерес к военной службе, то как вы стали священнослужителем ?
— Удивительно, но именно в армии произошло событие, которое изменило всю мою дальнейшую жизнь. Однажды к нам в часть пришел священник. Это был иеромонах Илларион. Он освятил жилые и технические помещения нашего батальона, а затем провел с десантниками беседу о вере, после чего пригласил всех прийти в свой храм. Из батальона на такой шаг решились трое. В церкви мы вместе с прихожанами из любопытства встали в очередь на исповедь. Мужчина, стоявший передо мной, вдруг повернулся ко всем лицом, поклонился и сказал: «Простите, братья и сестры». Для меня повторить то же самое было подвигом. А затем состоялись мои первые исповедь и причастие. Что происходило в тот момент в моей душе — не передать. Скажу только одно: больше в моей жизни такого никогда не было. Евангелие, которое подарил мне батюшка, я пронес через всю армейскую службу. Оно и сейчас хранится у меня дома как доброе напоминание об иеромонахе Илларионе.
После службы я продолжил учебу в энергетическом техникуме, параллельно работал сторожем и тренером по рукопашному бою. Но в житейской суете не забывал дорогу в храм. Однажды настоятель пригласил меня помочь ему во время службы. Так шаг за шагом я открывал для себя новый мир. По благословению священника я начал заниматься с трудными подростками. В то время не все в родне отнеслись с пониманием к моему «увлечению церковью». Но сбить меня с выбранного пути уже было нельзя. Вскоре я поступил в духовную семинарию.
В 1997 году я стал священником. Через пять лет создал православный военно-патриотический клуб «Александр Невский». На первом занятии было всего 6 человек, а через два месяца — уже 50. Вскоре сюжет о нашем клубе показали в вечерних новостях по «ОРТ». Так о нас узнала вся страна. В 2003 году мы решили попробовать свои силы в чемпионате Башкирии по универсальному бою. Радости и удивлению нашему не было предела, когда один из трех курсантов клуба занял первое место. С этого времени я начал разрабатывать и применять специальную программу для наших курсантов.
— В клубе занимаются трудные подростки?
— Все мы трудные — взрослые и дети. И вместе объединились, чтобы стать лучше. Хоть, честно говоря, «заброшенные» ребята, которые попадают к нам, в клубе долго не задерживаются: у нас нельзя пить, курить, материться, строгая дисциплина, что далеко не всем нравится
— Есть ли что-то общее между военным священником?
— Конечно. И тот, и другой совершает службу. А это — прежде всего долг, самопожертвование, честь, любовь к Родине, а не стремление набить карманы деньгами. Поэтому в России с особым почитанием относились именно священникам и военным. Это сейчас у нас все перевернули с ног на голову. Бесконечная реформа Вооруженных Сил, результата которой пока не видно. Как не хватает сегодня таких генералов, как Василий Филиппович Маргелов — он сказал бы свое веское слово!
— Значит, и ребятам вы в первую очередь прививаете чувство патриотизма?
— Без любви к Отечеству мы не можем сохранить страну. Фрэнсис Бэкон говорил: «Род начинается с семьи», — и если в ней из мальчика растят будущего мужчину, заботливого отца, воина, защитника, а из девочки — любящую мать, тогда есть надежда на светлое будущее. В жизни очень важен личный пример, поэтому пьющий отец и курящая мать не воспитают будущих героев и патриотов. Людям сегодня, к сожалению, друг на друга наплевать. Они заняты только собой. Из-за этого все беды.
— Из чего состоит ваша программа обучения?
— В нее входят 17 дисциплин. Основные — физическая (боевое самбо), высотная, строевая, огневая подготовка. Однако есть вещи, не включенные в программу, но мы их старательно прививаем ребятам — например, правила этикета или же умение танцевать вальс. Кроме того, мы регулярно посещаем выставки и музеи. Когда ездим по городам России на соревнования или с показательными выступлениями, то обязательно знакомимся с местными достопримечательностями. Но во главу угла в обучении ставятся нравственность и духовность.
— У ребят в клубе есть своя особая форма?
— Форма дисциплинирует, поэтому на различные мероприятия они надевают камуфляж и голубой берет. Только через год обучения курсант имеет право сдать экзамен на право ношения берета. Это нелегкий экзамен: многокилометровый марш-бросок с преодолением водной преграды, с полосой препятствий, рукопашный бой на воде и на суше... В принципе от экзамена можно отказаться, но на практике такого еще не было.
— Ваши дети тоже занимаются в клубе?
— Конечно. Сыновья в этом году даже сдавали экзамен на голубой берет. Кроме клуба старшая дочь Варвара занимается хореографией и фортепиано, средний Сергей — гитарой, аккордеоном и авиамоделизмом — младший Владимир. Они у нас отличники в учебе. Но это уже больше заслуга супруги и моей мамы.
— Чем вы еще увлечены, кроме военного искусства?
— Скорее всего это не увлечение, а жизнь. Просто я так живу: я — священник и пытаюсь проповедовать не только словами, но и стихами, песнями, акварелью, хотя, возможно, звучит это несколько пафосно.
Фото Дмитрия Денисова.