В первых числах ноября Ташкенте прошел двухдневный саммит глав правительств стран Шанхайской организации сотрудничества. Одной из центральных тем саммита ШОС стали перспективы экономического сотрудничества стран-участниц. Кроме того, обсуждались и вопросы безопасности в регионе. Позитивный миротворческий опыт России в Сирии сегодня востребован в рамках ШОС. Премьер-министры обсудили перспективы использования посредничества России в разрешении ряда непростых ситуаций в соседних регионах. В частности, Москва внимательно следит за развитием событий в Афганистане, подчеркнул Дмитрий Медведев во время беседы с премьер-министром страны Абдуллой Абдуллой.
«У нас есть хорошая возможность на площадке встречи глав правительств ШОС пообщаться, поговорить о том, как развиваются события в вашей стране, — сказал Дмитрий Медведев. — Мы, конечно, очень внимательно наблюдаем и имеем в виду, конечно, то, что Афганистан является традиционным и очень важным партнером для России. Безусловно, имеет ключевое значение для обеспечения безопасности и стабильности в регионе».
В свою очередь премьер-министр Афганистана рассказал Дмитрию Медведеву о последних политических изменениях в стране. Недавно в стране прошли выборы.
«Их результаты станут известны через несколько дней, быть может, через несколько недель, но вне зависимости от результатов этих выборов сохранятся связи дружбы и сотрудничества между нашими странами. Я очень рад этой встрече, я благодарю вас за эту возможность встретиться, за уделенное внимание. Хотел бы выразить также благодарность за поддержку, которую вы оказываете мирному процессу, а также за укрепление связей между нашими странами», — сказал премьер-министр Афганистана Абдулла Абдулла.
В рамках саммита главы правительств в первую очередь обсудили вопросы торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества. Особое внимание было уделено взаимодействию в транспортной отрасли, энергетике и сельском хозяйстве, а также в сфере высоких технологий, в том числе в контексте председательства Российской Федерации в ШОС в 2019-20 годах.
Развитие глобального проекта «Один пояс — один путь» также в центре внимания переговоров Дмитрия Медведева уже с премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном.
«Мы действительно совсем недавно с вами виделись в Петербурге. Но время быстро бежит, и на полях Совета глав правительств Шанхайской организации сотрудничества есть возможность сверить часы», — отметил Дмитрий Медведев.
«Считаю, наша встреча месяц назад была очень успешна. Мы весьма полезно провели время в России, еще раз хочу поблагодарить вас за оказанное гостеприимство и замечательную организацию визита», — сказал Ли Кэцян.
Россия и Афганистан: перспективы сотрудничества
Замир Кабулов, спецпредставитель президента России по Афганистану, директор 2-го департамента Азии МИД РФ: «Россия делает все, чтобы освободить Афганистан от террористов и наркотиков».
— Россия проводит последовательную политику содействия становлению Афганистана в качестве мирного, стабильного, независимого и экономически развитого государства, свободного от терроризма и наркотиков.
В этом русле мы оказываем помощь в подготовке афганских национальных кадров как по гражданским, так и по военным и полицейским специальностям. Замечу, что российское образование из года в год пользуется все большим спросом среди абитуриентов из ИРА. В текущем году только по гражданским специальностям конкурс для граждан Афганистана составил более 14 человек на место. В будущем возможно увеличение квоты для обучения афганской молодежи за счет средств российского бюджета. Сейчас она составляет 363 человека.
Помимо этого, наши усилия направлены на коллективное содействие запуску процесса национального примирения в Афганистане. Было успешно проведено второе заседание Московского формата консультаций, в котором приняли участие представители России, Афганистана, стран — соседей ИРА, центральноазиатских государств, Индии, Пакистана, а также противоборствующих сторон афганского конфликта — движения талибов и проправительственной общественной организации «Высший совет мира». Состоялся неформальный контакт двух афганских сторон, что мы считаем важным шагом на пути к запуску инклюзивного межафганского диалога.
Планируем продолжить усилия в подобном формате и убеждены, что национальное примирение является ключом к решению насущных проблем Афганистана, в том числе в ликвидации террористической и наркотической угроз, исходящих с территории этой страны.
...В отношении интересов США в Афганистане полагаю, что лучше адресовать этот вопрос американской стороне. Мы же наблюдаем, что Америка на словах декларирует стремление к скорейшему урегулированию ситуации в этой стране и замирению Кабула с талибами, но на практике ее действия пока дают противоположный результат.
США имели достаточное время — 17 лет, чтобы сделать то, что изначально замышляли. Если помните, в 2001 году присутствие талибов в Афганистане было нулевым, а сегодня идет речь о том, что они контролируют больше 60 процентов страны — это результат присутствия Америки и НАТО в Афганистане.
США далеко, а для нас Афганистан — это в прямом смысле подбрюшье, на кону стоят национальные интересы безопасности России и наших союзников. Поэтому мы не можем безучастно наблюдать за тем, что происходит.
Мы дали понять США, что у них не получается, и выступаем за формирование регионального подхода к решению афганской проблемы. Потому что только страны региона, включая сам Афганистан, заинтересованы в этом...
Ростислава Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования:
– Попытки Вашингтона последних полутора десятилетий добиться от Москвы признания американской гегемонии и беспрекословного повиновения связаны с тем, что в изменившемся мире Россия становится континентальным торговым мостом, связывающим всю Евразию и недоступным контролю американского флота.
С этим связаны и судорожные попытки США как-то зацепиться за Афганистан, несмотря на потери людей и техники, на утрату контроля над большей частью страны, на фактически проваленную военную операцию.
Россия приложила максимум усилий для того, чтобы вначале контролировать американскую деятельность в регионе, а затем и выдавить Соединенные Штаты оттуда. По этой причине и в Таджикистане осталась российская военная база. В принципе, России нет необходимости держать в Афганистане свой контингент войск. Базы в Таджикистане вполне остаточно.
Москве, как и более ста лет назад, важно, чтобы в Афганистане не размещался чужой контингент. Поэтому для американцев уже созданы такие условия, что они в любом случае будут вынуждены покинуть ИРА. Их проблема не в талибах, с теми они могут воевать хоть сто лет. Их проблема в том, что афганские коммуникации перехвачены Россией и Китаем. США так и не смогли наладить надежную независимую линию снабжения. Держать же в Афганистане группировку, цель которой — угрожать континентальным российским и китайским коммуникациям, при том что коммуникации этой группировки находятся под российским и китайским контролем, бессмысленно.
Поэтому Вашингтон пытался и еще будет пытаться под любым предлогом вызвать военно-политическую конкуренцию между Пекином и Москвой. Тогда кто-то из конкурентов может стать союзником США, и они получат независимую коммуникационную линию с Афганистаном, то есть контроль над сухопутными евразийскими коммуникациями, которого им так не хватает для того, чтобы реально восстановить свою глобальную гегемонию.
России нет необходимости самой входить в ИРА. Необходимо добиться, чтобы там не было других, либо же сделать их пребывание там не просто бессмысленным, но самоубийственным.
В последние годы Россия проводит взвешенную, стратегически выверенную и ресурсосберегающую политику, концентрируя свои силы вокруг действительно важных стратегических точек планеты, контроль над которыми обеспечивает контроль над миром. Практика показывает, что не обязательно иметь много войск в конкретной точке, зачастую нет необходимости иметь в ней войска вообще. Важно расположить свои силы таким образом, чтобы занятие стратегической точки было для противника невыгодно или гибельно. И, безусловно, важно поддерживать хорошие, конструктивные отношения с исконными обитателями стратегического региона.
Советская операция в Афганистане показала, что можно насытить регион войсками, увязнуть в многолетнем конфликте, но главную проблему — обеспечение стратегических интересов — не решить. Потому что проблема бывает решена только после того, как армия возвращается с победой, а ее успехи фиксируются в соответствующем соглашении. Если же армия ведет истощающую государство войну, то сколько бы побед ни одерживали войска и полководцы, главной победы нет — не достигнута цель боевых действий.
Надежно контролировать эту территорию, как показал опыт СССР, имевшего прекрасные отношения с Королевством Афганистан, можно только опираясь на поддержку местных политических структур. Для этого надо не пугать их войсками, тем более не пытаться завоевать вечно воюющую страну, а стать для нее искренним другом и партнером по взаимовыгодной торгово-экономической деятельности.
У России и Афганистана интерес совпадающий. И Москве, и Кабулу надо, чтобы афганский народ сам решал свою судьбу, а территория ИРА была свободна от иностранного военно-политического присутствия.