Ветеранами боевых действий Чишминского района Башкортостана принято решение создать документальный фильм о подвиге земляка – героя-пограничника Ильяса Асадуллина. От имени инициативной и творческой группы фильма к ветеранам боевых действий и ветеранам-пограничникам республики с просьбой оказать съемочной группе фильма благотворительную помощь обратился председатель чишминской районной организации Российского союза ветеранов Афганистана (РСВА) Андрей Исаев. В обращении говорится: «Съемочная группа готова. Корректируем план поездки в Дагестан на место боя, где погиб Ильяс Асадуллин. Планируем выехать на днях, плюс-минус неделя. Банковская карта Сбербанка, на которую можно направить пожертвования, привязана к телефонному номеру 89273344555». К инициативе ветеранов-чишминцев могут присоединиться не только ветераны-пограничники и ветераны боевых действий, но и все, кто сочтет своим долгом принять участие в увековечивании памяти героя, вставшего на пути бандитов, рвавшихся к дому каждого из нас, в каком бы уголке России мы ни проживали. Уверены, документальный фильм, посвященный подвигу Ильяса Асадуллина и его боевых товарищей, будет искренним и проникновенным, понятным сердцам молодежи.
Имя чишминца Ильяса Асадуллина памятно и ветеранам-пограничникам Башкортостана, и нашим ветеранам боевых действий, землякам-чишминцам. 18 июня 1995 года бандитская группа численностью более 100 чеченских боевиков совершила нападение на расположение заставы «Зиберхали», которая располагалась на границе Дагестана и Чеченской Республики. Именно на этой заставе и проходил свою срочную службу Ильяс Асадуллин. Атаку боевиков с господствующих высот поддерживали четыре пулемета. Застава была поднята по команде «К бою!». Ефрейтор Ильяс Асадуллин, находившийся в это время на отдыхе, при первых же выстрелах схватил свой пулемет и выбежал на огневую позицию. На открытой местности под перекрестным пулеметным обстрелом Ильяс открыл огонь по бандитам. Своими действиями он отвлек внимание боевиков и дал возможность остальному личному составу занять боевые позиции. В течение получаса, он подавил одну из огневых точек боевиков и уничтожил снайпера. Во время длительного боестолкновения Ильяс Асадуллин получил два огнестрельных ранения в руку и ногу, но не оставил позиции. Интенсивный огонь, который вел раненый пограничник, не позволил террористам прорваться в тыл заставы. Во время очередной огневой атаки на погранзаставу «Зиберхали», Ильяс Асадуллин получил третье, смертельное, ранение в грудь и погиб с оружием в руках. Ему было всего 19.
За совершенный подвиг Ильяс Асадуллин посмертно награжден «Орденом Мужества». В том же 1995 году имя Ильяса Асадуллина было присвоено 1-й пограничной заставе 3-й мотоманевренной группы Железноводского Пограничного Отряда Особого Назначения, где он служил. Именем Ильяса Асадуллина названа улица в селе Чишмы. Союз ветеранов пограничных войск Чишминского района носит имя Асадуллина Ильяса Раисовича. На средней общеобразовательной школе №2 с. Чишмы установлена мемориальная доска, посвященная его памяти. Один из очевидцев – Андрей Ольгинский, рассказывает: «В 1996-98г служил в Дагестане и был в командировке в селении Ботлих, так там большими камнями было выложено на высоте: РЯДОВОЙ АСАДУЛИН. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ТЕМ ПАЦАНАМ, КОТОРЫЕ ОСТАЛИСЬ ТАМ И ЗА ПЕРЕВАЛОМ».
Похоронен герой 21 июня 1995 г. в д. Нижнехозятово Чишминского района Республики Башкортостан.
На службу в погранвойска Ильяс Асадуллин был призван в январе 1994 г. и направлен в один из отрядов Кавказского особого пограничного округа, на пограничную заставу «Зиберхали». В письме домой у него прорвалось: «Мама, а воевать, оказывается, страшно…»
М.Андреев, полковник в отставке, в те годы – руководитель пресс-службы Кавказского особого пограничного округа, раскрывает подробности смертельного боя: «События того июньского вечера развивались стремительно. Воскресный день угасал. Такие вечера приоткрывают скрытую прелесть жизни. Заставу окутали сумерки. И в этот момент с вершины горы, островерхим горбом подпирающей небо, ударил крупнокалиберный пулемет. Вслед за ним с разных сторон застучали автоматные очереди. Ещё в одном месте грохнул гранатомёт. На заставе сразу же прозвучала команда «К бою!» В сложной ситуации личный состав не растерялся. Каждый знал свою боевую задачу. Несмотря на то, что от первых же выстрелов загорелись палатки, в которых находились свободные от службы солдаты, и один пограничник был убит, а трое получили ранения, воины быстро заняли боевые позиции в опорном пункте и открыли ответный огонь. По выстрелам определили, что нападавших было сотни полторы. Огонь по пограничникам они вели с трёх направлений.
Не буду описывать ход боя, свидетелем которого не был. Боюсь допустить неточности в деталях, хотя уже к вечеру следующего дня мне, в ту пору руководителю пресс-службы Кавказского особого пограничного округа, удалось побеседовать со многими из его участников. Пять часов бушевал над заставой шквал огня. Но никто из пограничников не поддался страху за свою жизнь. Все действовали расторопно, умело, решительно и отважно. Когда боевики, посчитав, что застава сломлена, потребовали от наших ребят сложить оружие, пообещав им всяческие блага, то в ответ получили яростный огонь. Убедившись, что посулы на солдат не действуют, стали всячески угрожать им. Да только напрасно.
Склоните голову перед обелиском героя.
В том бою на острие кинжального огня боевиков оказался двадцатилетний пулемётчик ефрейтор Ильяс Асадуллин. Он первым вступил в единоборство с налётчиками: подавил их огневую точку, уничтожил снайпера. Дудаевцы дважды ранили отважного бойца, но его ПК не умолкал ни на минуту. Третье ранение стало для Ильяса смертельным, и его пулемёт затих. В ленте оставалось всего несколько патронов.
Двадцать лет… Чуть меньше было в грозном 1943 году нашему земляку Александру Матросову, когда он совершил свой бессмертный подвиг. Много это или мало – двадцать лет? С точки зрения вечности – одно мгновение. А вот в жизни человека – это время проявить себя в деле. Такое время пришло для Ильяса июньской ночью 1995 года на пограничной заставе «Зиберхали». И то, что он совершил, выражается одним, одновременно ёмким и лаконичным словом – подвиг, за который боец награждён орденом Мужества посмертно.
Когда спросил у одного из пограничников заставы, каким был Ильяс, то услышал трогательно-восхищенное:
– Какой парень был!…
Буквально через несколько дней после боя директор Федеральной пограничной службы генерал армии Николаев Андрей Иванович подписал приказ о присвоении заставе «Зиберхали» имени нашего отважного земляка. «Носить имя Ильяса Асадуллина, пограничника, до конца выполнившего свой воинский долг при защите рубежей Отечества, – это высокая честь. Желаю вам быть достойными памяти наших боевых товарищей, славы и имени героя-пограничника», – отметил директор в своем приказе».
В числе трёх десятков именных пограничных застав, охраняющих державные рубежи, две носят имена наших земляков. В городе Багратионовске Калининградской области стоит застава Героя Советского Союза Василия Утина, уроженца села Ивановка Давлекановского района. Другая застава находится в далёком Дагестане, на границе с Грузией. И уже двадцать лет носит она имя чишминца Ильяса Асадуллина, погибшего 25 июня 1995 года, но до конца выполнившего свой воинский долг при защите рубежей Отечества.