В музее им. М.В.Нестерова открылась выставка Русского искусства 18-20 вв. «Крестьянский мир» из собрания музейной коллекции. Из сокровищницы музея редставлены работы известных русских художников: Маковского В.Е., Иванова С.В., Архипова А.Е., Поленовой Е.Д., Мясоедова Г.Г., Виноградова С.А.. Пелевина И.А., Саврасова А.К. и др. Это один из музейных проектов, позволяющий зрителю узнать более глубоко историю русского искусства и познакомить с произведениями, которые ему мало знакомы или выставляются впервые.
Владимир Егорович Маковский принадлежит к тем немногим счастливым живописцам, чье творчество еще при их жизни снискало любовь многочисленных зрителей. Трудно назвать более популярного художника, блестящего мастера бытового жанра, многие произведения которого нам известны еще со школьной скамьи. Полотна Маковского неизменно привлекают внимание посетителей Третьяковской галереи. С интересом рассматривают они небольшие, но всегда занимательные, а часто остросодержательные работы, выполненные то с легким юмором, то с грустью, то с бичующей сатирой. Среди великолепных мастеров русской живописи, которыми так богата была вторая половина XIX века, Маковский по праву занимает одно из наиболее достойных и значительных мест.
Сергей Васильевич Иванов родился 4 июня 1864 года в городе Руза Московской губернии. Уже по ранним работам легко можно определить основную тематику картин художника: история родной страны. Первая работа, принесшая начинающему художнику славу, — «В дороге. Смерть переселенца». По манере исполнения это полотно очень близко к работам передвижников. Однако картину выделяет особенный взгляд на происходящее. В полотне активно использованы выразительные средства композиции, огромную роль играет поэтический подтекст.
Острые социальные проблемы всегда занимали художника. Соответственно, не удивительно, что Иванова заинтересовала актуальная тогда тема переселения в Сибирь. Появляется целый цикл картин, посвященных этой сложной трагичной тематике: «Переселенцы. Ходоки», «Обратные переселенцы». С этим вопросом тесно связана и тема арестантов: «Беглый», «Бунт в деревне», «Отправка арестантов». Новые цветовые и композиционные решения, необычные ракурсы, декоративные цветовые пятна выдают влияние на творчество Иванова импрессионизма. Для выделения главных объектов он традиционно использует световоздушные эффекты.
Деревенская крестьянская жизнь была хорошо знакома Абраму Ефимовичу Архипову. В своих этюдах он выражал чувство глубокой любви и привязанности к простой жизни работящих людей. В 1890 г. Архипов А.Е. стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1890-е гг. Архипов создает картины на пленэре: зеленые луга, дороги, открытые площади, залитые солнцем, и широкие просторы Волги стали его мастерской. Но не только весенней свежестью было проникнуто его творчество, но и драматическим содержанием. Сама живописная манера письма Абрама Ефимовича изменилась: его тщательная прорисовка сменилась широким, темпераментным письмом. В картинах Архипова почти никогда нет активного действия. Смысл происходящего понимается через обстановку, в которой происходит действие, то есть эмоциональное состояние человека передается главным образом через пейзаж.
Григорий Григорьевич Мясоедов – выдающийся русский живописец, основатель Товарищества передвижных художественных выставок, автор бытовых и исторических картин, а также замечательных пейзажей. Григорий Григорьевич изучал древние обычаи и поверья народа и их роль в жизни крестьянства.
Огромная заслуга одного из крупнейших зачинателей русской реалистической в утверждении реалистического художественного образа русской природы принадлежит Алексею Кондратьевичу Саврасову. Среди современников-пейзажистов он был не только самым старшим по возрасту, но и самым ищущим художником. Поэтому он сам - воплощение всей истории пейзажной живописи второй половины 19 века.
В отзывах о его картинах не раз утверждалась новаторская роль его живописи, столь важная для формирования национального, самобытного искусства пейзажа. И уже в те годы современники Саврасова распознали исключительность эту его дарования. Они видели также, как на протяжении ряда лет складывалось у Саврасова особое чувство природы и его собственный взгляд на мир: «Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства, - говорил художник. - Если нет души, значит ничего не будет и в живописи… Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту… Но пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам»