Ноябрь
пнвтсрчтптсбвс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Газета ветеранского и патриотического движения Башкортостана

«Мужчина рожден для того, чтобы защищать»: история Дмитрия Глушко, прошедшего Афганистан

«Мужчина рожден для того, чтобы защищать»: история Дмитрия Глушко, прошедшего Афганистан

Живя в мирное время, мы чтим память погибших на любой войне, но, на самом деле, мы не знаем, что пережили люди, которые там побывали. В честь дня памяти посвященному воинам-интернационалистам корреспондент портала ГорОбзор.ру пообщалась с героем, прошедшим войну в Афганистане – Дмитрием Глушко, чтобы узнать, как все было на самом деле.

До армии

Я родился и вырос в Уфе, в районе Черниковка. Это район со своими традициями. Чтобы понять Черниковку, нужно послушать Высоцкого, где в бараке на 38 комнат одна уборная. Это сложно понять, пока не услышишь этот запах заводов, бараков, пивнушек, подъездов. Там я рос и учился. Каждое лето ездил к бабушке в деревню, помогал сено косить, дрова колоть. Одна бабушка была крестьянкой, вторая – заслуженным учителем РБ, она была удостоена ордена «Знак Почета». Все они в юности давали мне одну установку – трудиться. Будучи школьником, я был, можно сказать, хулиганом. Создавал своими руками рогатки, а в 14 лет сконструировал первый свой пистолет из подручных средств. Я занимался в кружке авиамоделирования и потом это занятие переросло во что-то большее – в любовь к небу. После 8 класса я ушел в авиационный техникум. Там я познакомился с парашютом. Но, помимо прыжков с самолета, этот парашют надо было на себе носить, поэтому я начал физически себя готовить. К бабушке в деревню ездил не на попутках, как покороче, а на электричке. Мотал портянки, надевал кирзовые сапоги и шел еще 10 километров пешком в любое время года.

На момент своего 18-летия я совершил свой 100-й прыжок. Потом пришло время идти в армию, и путь мой был в воздушно-десантные войска, а дальше, куда Родина позовет. Родина позвала меня в Афганистан. Всех хулиганов собрали на аллейке перед дворцом Орджоникидзе и половина из них попала в Афганистан. Можно провести аналогию с фильмом «9 рота». Наверное, они думали, что хулиганам легче на войне будет. Дальше попал в Ферганскую учебку ВДВ, потом с августа 1985 по май 1987 года воевал в 56-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригаде.

Ожидание родных

Отец знал, что я попаду на войну. Мужик ведь рожден для того, чтобы защищать. Да, меня к этому не готовили, но, если Родина позовет, почему не пойти. Никто от этого не бегал. У нас было несколько подразделений, которых готовили для отправки в Афганистан. Когда в военкомат приехали «покупатели», офицеры из Ферганы, я уже на 80% знал, что попаду в Афганистан. Отцу я тогда сказал, что уезжаю в Фергану, а потом, скорее всего, будет Афганистан. Я сказал, что если хочешь приехать проводить – приезжай, но мать не привози. Самый большой страх – доставить боль родным и близким, попасть в плен или не вернуться домой. А все остальное со временем проходит. Мама узнала, что я поеду в Афганистан только через три месяца с начала моей службы, в августе 1985 года. Мама у меня сильная, поэтому она все понимала.

На тот момент я не строил никаких романтических отношений. Не хотел никого связывать обязательствами, да и времени на девчонок совсем не было. Хотя были девушки, которые бегали за мной. Я учился в техникуме и очень любил свой спорт. Да и потом, перед армией, я знал, куда я иду.

Воспоминания о службе

Армия – это ежедневное преодоление трудностей: боль, голод, холод, жара. Главная задача – научиться выживать в этих условиях. Что такое война? Война – это не постоянное сидение в окопах, это когда на своей или чужой территории ты выживаешь, живешь и выполняешь поставленные задачи. Там нет возможности думать, нужно быстро соображать. Все приказы должны исполняться с первого раза и быстро, нужно включать смекалку. Это условия войны. Наша бригада находилась на юго-востоке Афганистана, в 60-ти километрах от Кабула, в районе провинции Пактия перед провинцией Хост. Дальше нашей точки советских войск не было вообще. Мы были на крайней точке в том направлении. Мы выполняли задачи как в своей провинции, так и в других провинциях Афганистана, куда назначали армейские операции. Бригада выполняла свои задачи на Пандшере, Кандагаре. Наш майор Хабаров – был первым комендантом Саланга, то есть, когда вводили советские войска в Афганистан, 56-я бригада уже осуществляла охрану перевала Саланг. Не все войска были заброшены самолетами, они заходили на большой технике по тем дорогам, которые в свое время были построены Советским Союзом.

Когда я летел в Афганистан, я не знал, что такое горы. Выше своего 12-го этажа не поднимался ногами. Горы там очень высокие, до 3500 – 4500 метров. В этих условиях приходилось ползать по горам. Мы грузили на себя все запасы продовольствия, которые пригодились бы для житья в горах, весил такой груз от 25 до 50 килограммов. Это свой боекомплект и боекомплект для общего оружия, вода, питание, потому что ты не знаешь, на сколько ты идешь. Если понадобится тебе боекомплект – Дай Бог, чтобы хватило, а если не понадобиться, вернешь обратно. В этих условиях нужно было выполнять боевые задачи. Летом, в жару, запаса воды нужно было брать больше. Если зимой можно было растопить снег, то летом мы брали столько, сколько понадобиться. Нам хватало полтора литра воды, чтобы помыть с мылом голову и тело по пояс. Выжить – не значит прятаться за спинами своих товарищей, это значит занять такое место на поле боя, чтобы тебя не зацепило. Я был сержантом воздушно-десантных войск и мне нужно было смотреть за каждым, чтобы каждый живым вернулся домой.

Задачи перед нами ставили разные. Если это засада, значит надо было сесть на караванные тропы и смотреть, куда и какой идет караван. Они бывают разные, есть мирные, есть груженные оружием. Нужно было определить мирный этот караван или нет и, если не мирный, то атаковать его. Если это оцепление недружественного кишлака, надо было зайти туда, досмотреть дома, найти схроны оружия и сдать их властям Афганистана, либо уничтожить на месте. Также мы занимались проводкой колонн. Колонны тоже были разные. Были колонные, где военные везли боеприпасы и продовольственные продукты для нас, были также мирные афганские. Их нужно было сопроводить, чтобы по пути их не сожгли, так как в Афганистане нет железных дорог и все ввозилось на автомобильном транспорте. Были и крупные армейские операции, когда в окружную заходили в большую провинцию и проводили зачистки.

Страх войны

Что такое страх? Страх – это когда не знаешь, что тебя ждет. Как правило, на всех боевых действиях подобного рода ты уже готов к этому. Животный страх появляется от превышающей мощи, силы боевого оружия, когда бомбит авиация, когда рядом с тобой взрывается снаряд крупного калибра, когда ты не можешь этого контролировать. В этот момент ты каждой частичной своего тела прижимаешься к земле. А все остальное – это привыкание к войне, ты учишься жить на войне. Ты уже находишь возможность пошутить, зимой в горах поиграть в снежки, а летом позагорать. Ищешь любые возможности, чтобы «отпустить» свою голову. Война – это жизнь. Чтобы крыша не съехала, нужно как-то отвлекаться, армейские песни попеть, интимные мечты рассказать своему сослуживцу.

Был случай, когда через 25 лет после Афганистана мне позвонил незнакомый номер, видно было, что московский. И мне говорят, мол, здравствуйте, бесплатная доставка кружек населению. Я говорю, что никакой кружки не заказывал, на что на том конце провода мужчина отвечает: «Нет, вы же хотели железную армейскую кружку, из которой хотели испить шампанского». После этого я начал судорожно вспоминать, когда и где я этого хотел. Дабы чуть-чуть затянуть разговор, я начинаю вести беседу, чтобы узнать интонацию голоса собеседника, потом понимаю, что это мой механик водитель, который меня через 25 лет нашел. Когда-то мы сидели на базе, вспоминали родных и близких, делились планами на будущее, он меня тогда спросил, что я хочу делать дома, на что я ответил, что хочу старую отбитую кружку, наполнить ее холодным шампанским и выпить ее залпом так, чтобы чуть зубы не треснули. Он это запомнил и через 25 лет привез.

На боевых действиях в моем батальоне за два года моей службы погибло 27 человек. К счастью, своих близких друзей, с кем я общался, я на войне не потерял.

Возвращение из Афганистана

После возвращения домой нас долго не отпускало. Пили 2,5 месяца, жестко пили, но это не помогало. В какой-то момент пришло осознание, и мы задались вопросом, а для чего мы все это делаем? Для чего мы выжили? Чтобы травить себя здесь? У нас ведь силы и энергии навалом, мы ведь войну прошли! Мой сослуживец Павел Ганцев тогда уже работал в комсомоле, а так как мы вместе прошли ВДВ, мы решили организовать праздник, посвященный дню ВДВ – 2 августа. К нам присоединились ребята, которые служили не только в Афганистане, но и в Советском Союзе, Германии, Венгрии, Чехии и так далее. Так, 2 августа 1987 года в парке Нефтехимик мы провели первые показательные выступления. Тогда мы для себя решили, что должны помочь молодым парням, не смотря на то, попадут они в Афганистан или нет. Мы пошли в школы и начали разговаривать с директорами, нам выделили спортивные залы, и мы готовили молодых парней физически. Бегали кроссы даже 1 января. Мы понимали, что им это в жизни пригодится. Потом очень многие поступили в военные училища.

У меня появилось обостренное чувство ответственности. Другие люди после армии тоже так или иначе нашли себя, кто-то стал военным, кто-то устроился на работу, а есть и те, кто после войны себя потерял, не смог собрать голову в кучу. Их, к сожалению, сейчас нет в живых. Некоторые умерли от пьяных гулянок, некоторые из-за бытовых проблем. Я не могу сказать, что на войне они видели много крови, они просто не смогли осознать, что с ними произошло.

Наши дни

Сейчас помимо работы я занимаюсь общественной деятельностью. Принимаю участие в деятельности общественной организации «Общество дружбы Башкортостан-Афганистан» РБ. Мы способствуем налаживаю культурных, спортивных, экономических обменов, теперь уже с Исламской республикой Афганистан. Когда был Советский Союз, в наших учебных заведениях учились студенты из Афганистана. После того, как война закончилась, многие студенты из Афганистана остались здесь и сформировалась диаспора, с которой мы поддерживаем отношения. Мы хотим найти точки соприкосновения и вести диалоги.

Хотелось бы сказать молодому поколению парней, что вы – в первую очередь защитники и должны уметь держать в руках автомат, чтобы себя защитить и свою Родину. Я бы хотел посоветовать молодым ребятам обязательно идти в армию, потому что мужчина должен воспитываться в мужском коллективе.

Карина Мамаева, фото ГорОбзор.ру

Опубликовано 23 февраля 2018 в рубрике Эхо Афганистана
Подпишитесь на наш телеграм-канал: @boevaya_vysota

Подписка

Важные страницы

Все рубрики