Если выйти на улицу и спросить первого встречного (ветераны не в счет), что он знает об Афганистане, то наверняка услышим о горах, пустынях, конечно, о нескончаемой войне и наркотиках. Те, кто читает газеты, добавят о Движении талибов, ДАИШ (арабская аббревиатура ИГИЛ, террористическая организация, запрещенная в России), «Панджшерском льве», экс-президенте Карзае и увязших здесь войсках НАТО во главе с США. А вот о том, что Исламская Республика Афганистан является космической державой, ручаюсь,мало кто сегодня вспомнит.
Да что там встречный, сами афганцы, особенно молодые, к сожалению, об этомне слышали. Именно поэтому 12 апреля в киноконцертном зале Российского центра науки и культуры в Кабуле стояла полная тишина, хотя свободных мест практически не было. На этот раз в РЦНК на День космонавтикипришли студенты кабульских вузов, слушатели курсов русского языка, преподаватели, историки, лидеры общественных объединений, чиновники. Большинство из них с нескрываемой гордостью узнали о том, что их соотечественник Абдул Ахад Моманд теперь уже в далеком 1988 году вместе с советскими космонавтамиВладимиром Ляховым и Валерием Поляковым совершил космический полет на корабле «Союз ТМ-6» и почти неделю работал на орбитальной станции «Мир».
Автор был знаком со многими участниками афганской космической эпопеи и потому многие факты знакомы ему из первых уст. Кто-то скажет, что эта программа во многом носила идеологический характер, чтобы показать преимущества социалистического строя. Отчасти это, наверное, действительно так. И еще Советским Союзом в Афганистане были построены десятки крупных предприятий и экономических объектов, часть из них бесперебойно работает уже более сорока лет. Былизаложены основы многих промышленных отраслей, бурно развивалась энергетика, на индустриальную основу переходилосельское хозяйство, строились современнейшие учебные заведения. Что-то пока ничего подобного не могут представить мировой общественности деятели западного либерального мира во главе с США, несмотря на 16-летнее присутствие в Афганистане и, якобы, неисчислимые финансовые вложения, значительно превысившие затраты на реализацию плана Маршалла в послевоенной Европе.
Но вернемся к афганской космонавтике. Изначальнобыло отобрано 457 военных летчиков и инженеров, выразивших желание пройти подготовку в отряде космонавтов. В те времена требования к их здоровью, физической, психологической, профессиональной подготовке предъявлялись очень жесткие. Впрочем, и в наши дни они снизились не слишком сильно. После первого этапа афганская медицинская комиссия оставила в строю лишь 40 человек. В январе 1988 года в Москву для более глубокого обследования полетели уже только 8 кандидатов, это были полковники Мохаммад Дауран и Акар Хан, майор Шере Замин, капитан Абдул Ахад Моманд и четыре гражданских специалиста – Мухаммед Джахид, Амер Хан, Къяль Мухаммад и Сира Джуден.
Все были членами Народно-демократической партии Афганистана, но некоторые имелиощутимые незримые преимущества. К примеру, Мухаммед Джахид был племянником члена Политбюро ЦК НДПА, но безжалостная советская медкомиссия этот факт оставила без внимания. В детстве Джахид проглотил ключ, ему сделали операцию и эскулапы решили, что это является непреодолимым препятствием для выхода на космическую орбиту.
В итоге после всех испытаний в отряд космонавтов были зачислены только Мохаммад Дауран и Абдул Ахад Моманд, 25 февраля 1988 года они прибыли в Звездный городок и приступили к интенсивным тренировкам. Оба были достойными кандидатами.
Дауран родился в семье сельского учителя 20 января 1954 года в северной провинции Каписа, таджик, в 12 лет поступил в школу при военной академии в Кабуле, затем в летное училище афганских ВВС, через год учебы был направлен в Советский Союз, во Фрунзенское летное училище. В 22 года стал летчиком-истребителем, воевал наМИГ-21 в элитном 322-м авиационном полку на авиабазе Баграм.
Спокойный, уверенный, целеустремленный он был грамотным командиром и летчиком от Бога. Быстро стал командиром звена, а потом и эскадрильи. В 1984 году прошел подготовку в Киевском филиале Военно-воздушной академии им. Ю.А.Гагарина, вскоре получил звание полковника.
Моманд родился в 1959 году в юго-восточной провинции Газни, пуштун, после школы поступил в Кабульский политехнический институт, также через год его направили в Советский Союз обучаться мастерству военного летчикасначала в Краснодарском, а затем в Киевском военно-авиационных училищах. После службы в войсках онв 1987 году закончил Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина.
Как и положено, для советско-афганской программы было сформировано два экипажа: основной – командир Владимир Ляхов, врач Валерий Поляков и Мохаммад Дауран и дублирующий – командир Анатолий Березовой, врач Герман Арзамазов и Абдул Ахад Моманд. По мнению советских специалистов, по своим личным и специальным качествам к полету на тот момент лучше был готов Дауран, но президентРеспублики Афганистан доктор Наджибулла настоял на том, чтобы первым в космос полетел представитель титульной нации – пуштун Моманд.
В итоге он был переведен в основной экипаж вместо Даурана и 29 августа 1988 года «Союз ТМ-6» с космодрома Байконур стартовал к станции «Мир».
Первый афганский космонавт взял с собой национальный флаг и Коран, суры из которого он потом прочитал в невесомости на камеру. В ходе полета афганский космонавт связался также с президентом Наджибуллой, в истории остались его слова: «Афганистан сверху – очень красивая страна и выглядит совсем мирно. Афганцы, прекратите воевать, убивать друг друга, давайте объединимся и будем отстраивать нашу Родину!»
На орбите Моманд выполнил большой объем исследовательских работ, произвел очень подробные съемки своей страны, что позволило афганским ученым впервые создать подробнейший картографический атлас.
Профессия космонавта по-прежнему остается очень рискованной, после отстыковки от станции в спускаемом аппарате, где находились Ляхов и Моманд, случились серьезные технические неполадки, которые пришлось преодолевать без воды и пищи больше суток, но они с помощью Центра управления полетами со всем успешно справились и приземлились в заданном районе.
После возвращения на космонавтов обрушилась масса почестей. Моманд стал Героем Советского Союза и Героем Афганистана. Даурану вручили орден Дружбы народов, но за время пребывания в Звездном городке он получил еще один бесценный подарок – у него там родилась дочь.
Осенью того же года Ляхов и Моманд прилетели вКабул, но Родина встретила космонавта не слишком дружественно. С одной стороны, были почетный эскорт, тысячи восторженных людей, масса цветов, репортеры, торжественный прием в президентском Арке, но с другой, столицу уже осаждали моджахеды, у которых имя Моманда вызывало только проклятия, и они беспорядочноосыпали древний город реактивными снарядами.
В дальнейшем судьба развела космонавта и его дублера. Моманд был назначен заместителем министра гражданской авиации. Однажды в Дели возникли сомнения в финансовой дисциплине представительства авиакомпании «Ариана», Момандполетел туда разбираться. Вэто время моджахеды захватили Кабул и учинили в нем дикий междуусобный разбой. Именно в то время городу были нанесены самые большие разрушения, число жертв среди мирного населения исчислялось десятками тысяч.
Космонавту дороги назад не было, он перебрался в Германию, теперь проживает с женой и тремя детьми в пригороде Штутгарта, работает менеджером в небольшой торговой компании.
В 2014 году он посетил родной Афганистан, конечно, сильно волновался, не знал, как к нему отнесутся официальные власти, но еще в аэропорту ему позвонили из Администрации президента Хамида Карзая и пригласили на обед в бывшую королевскую резиденцию. С первых слов Карзай эмоционально заявил, что во время исторической экспедициипервого афганского космонавта он воевал против советских войск, но благодарен Советскому Союзу за подготовку этого полета и считает Абдул Ахада Моманда величайшей гордостью Афганистана.
Пробыв несколько дней на Родине, афганский космонавт вновь вернулся в Штутгарт и приступил к рутинным земным делам.
Судьба Мохаммада Даурана сложилась совсем по-другому. После подготовки в Звездном городке он закончил Академию Генерального штаба в Москве и вернулся в родной 322-ой авиационно-истребительный полк. В марте 1990 года был арестован по обвинению в участии в мятеже против президента Наджибуллы. В 1992 году режим Республики Афганистан пал, президент укрылся в представительстве ООН, моджахеды не посмели туда ворваться. Но в 1996 году это сделали талибы, не имевшие понятия о неприкосновенности дипломатической миссии. Нажибулладостойно принял жестокую, героическую смерть и причислен теперь к национальным героям Афганистана.
Мохаммад Дауран Афганистан не покинул, он примкнул к легендарному Ахмад Шаху Масуду, воевал против талибов, более 15 лет был командующим ВВС Исламской Республики Афганистан, заместителем начальника Генерального штаба и в настоящее время занимает высокийгосударственныйпост, добиваясь установления мира в своей стране.
После этого рассказа слушателям были продемонстрированы несколько увлекательных документальных космических фильмов. Экран потух, в зале зажегся свет, но они долго не хотели расходиться.
Ради таких встреч и бесед нашей стране необходимо открывать Российские центры науки и культуры за рубежом, они множат число наших друзей по всему миру.
Вячеслав НЕКРАСОВ,
представитель Россотрудничества в Афганистане.