В текущем году подготовлен проект основ государственной политики России в области установления судеб пропавших без вести защитников Отечества. Разработку осуществляет общественное движение «Бессмертный полк России». Теперь поисковую работу предлагается рассматривать как деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а не только общественных объединений. При этом в Башкирии и в Уфе на протяжении многих лет работают поисковые отряды, которые ведут активную работу, в том числе – и за пределами республики. Однако, в последнее время огромное внимание общественности привлекли исследования практически в пределах столичной городской черты…
Мы предлагаем вашему вниманию обзор нескольких публикаций на эту тему. И, судя по всему, исследователей ждет еще огромная работа. Однако уже сегодня совершенно ясно одно – эта тема не будет предана забвению и это место, когда-то получившее народное прозвище, видимо, по причине своей небольшой высоты, «Курочкина гора», станет одним из мест нашей памяти и размышлений о самых трудных и самых героических страницах нашей истории…
В свое время, прежде всех других побед – больших и малых – на поле брани, Великая Победа была одержана в глубинах народного сознания, и получила свое выражение, в том числе, например, в песне «Священная война». Наших врагов смертельно напугал и заставляет все больше и больше трепетать марш «Бессмертного полка». И сегодня залогом и ориентиром всех наших будущих побед – больших и малых – становится наша неколебимая Священная память… Осознание нашего победоносного единства и общей устремленности в будущее.
В Башкирии ОНФ выясняет историю воинских захоронений в Уфе времен Великой Отечественной
Автор – Галия Набиева
Общественность Башкортостана уже не первый год пытается восстановить историю воинских захоронений в столице региона времен Великой Отечественной войны. К увековечиванию памяти воинов подключились активисты ОНФ и поисковики. Эксперты уверены, что на Курочкиной горе в Уфе в заброшенном состоянии находятся захоронения воинов, умерших от ран в эвакогоспиталях в период Великой Отечественной войны.
Региональный штаб ОНФ провел несколько рейдов на Курочкину гору. Это место на краю Уфы, в северной ее части, поросшее лесом, мхом. Там в районе исторического кладбища выявлены обелиски, которые были предусмотрены для воинских захоронений. По данным краеведов, здесь покоятся солдаты, умершие от ран в эвакогоспиталях. Могилы находятся в достаточно прискорбном состоянии. Лишь остатки металлических обелисков, которые были установлены Министерством обороны в 50-х годах прошлого века, напоминают о захоронениях. К сожалению, имена воинов на табличках не сохранились. У данного захоронения нет никакого статуса, а само кладбище заброшено.
Тема увековечивания памяти воинов стала одной из главных на региональной конференции ОНФ. Свою позицию представили как общественники и поисковики, так и чиновники, которые отвечают за культурное наследие и сохранение исторических памятников.
В годы войны Уфа приняла 250 тысяч раненых, здесь было более 60 госпиталей, два из них находились в городе Черниковске, в непосредственной близости к Курочкиной горе. «Фронтовики» выяснили, что само по себе это место на карте Росреестра — белое пятно. По данным поисковиков, в столице Башкортостана есть четыре места, которые официально числятся как госпитальные захоронения. По документам, все умершие от ран похоронены на Сергиевском кладбище. Поэтому поисковики не могут однозначно сказать, что на Курочкиной горе именно госпитальные захоронения.
«Необходимо создать рабочую группу, которая будет искать документальное подтверждение. Вероятнее всего, там захоронены люди, состоявшие в рядах трудармии, которые строили УМПО, — сказала представительница поискового движения. — Говорить о том, что на Сергиевском кладбище (официальное место госпитальных захоронений) у нас всё хорошо, тоже нельзя. Потому что там есть одинаковые фамилии на четырех плитах». Поисковики уверены, что подтвердить или опровергнуть догадки общественности смогут архивы Минобороны и Военно-медицинского музея.
Члены регионального штаба ОНФ по базам данных мемориальных сайтов нашли два имени захороненных на Курочкиной горе военнослужащих. Это представители войск НКВД, которые охраняли особо важные промышленные объекты. Они были похоронены 8 марта 1945 года. Общественники связались с администрациями населенных пунктов, откуда были призваны бойцы, чтобы найти родственников. В базе данных есть запись, что захоронение произведено на Курочкиной горе.
Сейчас память о захоронениях хранят только местные школьники. Вместе с учителем они прикрепили на дерево табличку «Здесь покоятся неизвестные солдаты Великой Отечественной войны, скончавшиеся от ран в эвакогоспиталях Уфы».
«Мы считаем, что там находится воинское захоронение, что люди, которые умерли от ран в госпиталях, ничем не хуже тех воинов, которые сложили головы непосредственно на поле боя. Предполагаем, что в военное время была некоторая сумятица, людей по документам относили к одному кладбищу, а место погребения — на другом», — сказал руководитель рабочей группы ОНФ Шамиль Валеев.
В двух километрах от Курочкиной горы — Лопатинское кладбище, где есть братская могила жертв Второй мировой войны — военнослужащих вермахта и венгерских союзников, которые здесь были как военнопленные. Оно находится в приличном состоянии. Это пример того, как нужно чтить память солдат, и его подают нам с той стороны фронта.
«Мы предлагаем создать межведомственную комиссию с участием представителей всех уровней власти, в том числе Минобороны. Пора поставить в этом вопросе точку, доисследовать, кто же там захоронен, огородить это место и привести его в порядок, чтобы туда можно было дойти и поклониться памяти. Через пару лет всё окончательно может быть утрачено, десятки воинов останутся без памяти, а люди не смогут поклониться могилам своих родных», — считает Шамиль Валеев.
Региональный штаб ОНФ выступил с общественным предложением к Главе Башкортостана по созданию межведомственной комиссии по увековечению памяти воинов и тружеников тыла, похороненных в период Великой Отечественной войны на Курочкиной горе в Уфе.
http://www.bashinform.ru/news/921454
Кто похоронен на Курочкиной горе в Уфе?
Автор – Елена Колоколова
http://www.i-gazeta.com/news/region102/34873.html
На Курочкиной горе в Уфе обнаружено заброшенное кладбище. Причем, как выяснилось, известно о нем было уже давно. Вопрос о его благоустройстве поднимался в 90-е годы прошлого века. После этого наступило затишье, и вновь о кладбище заговорили лишь в 2008 году. Но и тогда никаких конкретных действий по благоустройству захоронений предпринято не было.
И вот в конце октября текущего года активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта предприняли очередную попытку привлечь внимание уфимцев к заброшенному кладбищу. Причем взялись за дело со всей серьезностью. Посетили это место, провели там субботник, собрали всю имеющуюся информацию, организовали круглый стол и вынесли вопрос о кладбище для обсуждения на конференции ОНФ, состоявшейся накануне. Итогом стало создание рабочей группы, которая займется выяснением, кто захоронен на Курочкиной горе, и решит дальнейшую судьбу кладбища.
На данный момент мнения людей разделились. Одни предлагают провести эксгумацию, чтобы выяснить, кто же все-таки похоронен в неопознанных могилах, и перезахоронить останки на официальном кладбище. Другие считают, что трогать захоронения не стоит, а нужно заняться благоустройством кладбища на Курочкиной горе. Ведь выяснить, кто покоится в могилах можно и с помощью архивных данных.
По поводу похороненных на заброшенном кладбище мнения также разнятся. Есть предположение, что в могилах покоятся участники Великой Отечественной войны — пациенты военного госпиталя, пленные немецкие и венгерские солдаты, труженики тыла. Также есть мнение, что на Курочкиной горе находятся братские могилы.
Так кто же все-таки похоронен на заброшенном кладбище? «Электрогазета» провела собственное расследование.
— Выяснять, кто похоронен на Курочкиной горе, мы начали еще в 2008 году, — рассказывает «Электрогазете» руководитель регионального отделения Поискового движения России в РБ Владимир Волков. — Тогда появились первые сообщения о том, что там могут находиться братские могилы военнослужащих. Мы провели работу в архивах, изучили документы, хранящиеся в базе данных ОБД «Мемориал», республиканских военкоматов и Уральского военного округа. По этим документам получается, что на кладбище на Курочкиной горе захоронений красноармейцев нет. То есть никаких официальных подтверждений того, что там покоятся красноармейцы, умершие в госпитале 3766 (позднее 5917), мы не нашли. На сайте ОБД «Мемориал» есть алфавитная книга умерших в этом госпитале солдат. Всего 28 человек. Из них один похоронен на мусульманском кладбище в Уфе, 27 — на Сергиевском кладбище. Когда уфимский поисковый отряд «Обелиск» под руководством Елены Вяземцевой работал на Сергиевском кладбище, ребятам удалось найти могилу Александра Ивановича Гришина, умершего в госпитале в Черниковке. Остальные могилы обнаружены не были, возможно, поверх них были сделаны более поздние захоронения.
— Есть документальное подтверждение того, что на Курочкиной горе существует гражданское кладбище, — продолжает Владимир Волков. — Также нам доподлинно известно, что на этом кладбище были похоронены умершие трудармейцы — рабочие, строившие авиамоторный завод. Есть информация, что там были похоронены немецкие и венгерские военнопленные. Повторюсь, что подтверждений о захоронении погибших красноармейцев на этом кладбище нами не найдено. Но работу в этом направлении мы продолжим. Будем изучать военно-медицинский архив. Есть версия, что на станции в Черниковке останавливались санитарные поезда, откуда выгружали умерших красноармейцев. Но подтверждений этому нет. Ведь официально в Уфе существовало два сортировочных госпиталя. Один из них находился в Деме, на улице Ухтомского, 2, другой на улице Карла Маркса, 62. Санитарные поезда останавливались только возле них, чтобы выгрузить раненых и умерших. Останавливаться где-то еще они вряд ли могли, ведь в военное время движение поездов было строго регламентировано. Но эту версию мы все равно будем отрабатывать. Работа предстоит сложная, нужно будет найти данные обо всех поездах, которые проходили по этой железнодорожной ветке, и смотреть журналы регистрации умерших — они велись в каждом поезде.
Владимир Волков отметил, что версия о захоронении на Курочкиной горе красноармейцев могла возникнуть потому, что одна могила, находящаяся там, обозначена с помощью металлической конструкции с красной звездой на вершине.
— Такую версию могли выдвинуть школьники, которые не жили в Советском Союзе, — отметил поисковик. — Ведь в Советском Союзе всех под звездами хоронили, как показатель того, что в могиле покоится советский гражданин. Под звездами могли хоронить трудармейцев, они тоже были военнообязанными, только воевали не на передовой, а в тылу. Также над одной из могил на Курочкиной горе установлена металлическая пирамида.
— Говорят, что такие устанавливали над братскими могилами. Как поисковик я видел много братских могил. Эта на них не похожа. Братская могила, если за ней ухаживали и подсыпали землю, представляет собой холмик, если не ухаживали — ямку определенных размеров. Провалов грунта я там не увидел. Пока все версии не подтверждены документально, мы ничего утверждать не можем.
Что касается дальнейшей судьбы кладбища на Курочкиной горе, Владимир Волков высказался однозначно против перезахоронения:
— Проводить эксгумацию неактуально. Умерших в госпиталях или военнопленных хоронили, как правило, в нательном белье, или голых. Поэтому определить, кто именно там похоронен, по оставшемуся материалу мы не сможем. К тому же из 28 человек, числящихся умершими в госпитале 3766, двое были больны туберкулезом. Туберкулезная палочка в земле не погибает. Поэтому проводить эксгумацию нецелесообразно еще и по санитарно-эпидемиологическим требованиям. На мой взгляд, на месте кладбища следует создать мемориальный парк: облагородить территорию, установить памятную доску. Но этот вопрос находится в ведении администрации Уфы.
За комментарием по поводу захоронений на Курочкиной горе «Электрогазета» обратилась также к старшему научному сотруднику Российского института стратегических исследований, члену Совета регионального отделения Российского военно-исторического общества Рамилю Рахимову:
— Известно, что на Курочкиной горе расположено старое деревенское кладбище. Также там находятся отдельные (или братские — это еще предстоит выяснить) могилы красноармейцев и офицеров, умерших в госпиталях, и рабочих, трудившихся в годы войны на заводах. Со слов местных жителей также известно, что там были похоронены военнопленные, которые после окончания войны работали в Черниковке. Однако сейчас разобрать, кто конкретно где похоронен, невозможно. Поэтому, я считаю, что проводить эксгумацию и делать перезахоронения не стоит. Нужно организовать на этом месте мемориальный парк: огородить могилы, привести их в порядок, организовать прогулочную зону, сохранив лес.
Рамиль Рахимов отметил, что о существовании кладбища на Курочкиной горе ему известно уже много лет:
— В 90-е годы я жил на улице Вологодской, часто гулял возле Курочкиной горы и видел эти могилы. Пообщавшись со старожилами, которых сейчас уже нет в живых, я узнал, что там находятся не только гражданские могилы, но и похоронены красноармейцы, офицеры, трудармейцы, военнопленные. Мне показывали, где расположены эти могилы и на вершине горы, и на склонах. Ничего никуда переносить не нужно. Надо облагородить это место, чтобы бомжи на могилах костры не жгли, такое уже было, чтобы люди не топтали могилы.
Жители Черниковки сообщили «Электрогазете», что в 90-е годы за кладбищем на Курочкиной горе пытались ухаживать представители православной церкви, проводили там субботники. Но потом сменился настоятель Богородско-Уфимского храма, и внимание к кладбищу угасло.
Какая судьба ждет заброшенное кладбище сейчас? Вопрос пока открытый. На данный момент в Уфе официально существует семь кладбищ, три из которых закрыты для новых захоронений. Их содержанием занимается Комбинат специализированного обслуживания Уфы. Если администрация Уфы примет решение о придании кладбищу на Курочкиной горе статуса официального, будет дано задание по благоустройству его территории. Но чтобы кладбище было признано официальным, необходимо получить данные о том, кто на нем захоронен. А это уже вопрос времени…