Отдав служению Отечеству большую часть жизни, став инвалидом в результате теракта, прогремевшего на всю Россию, СОБРовец Адис Нуртдинов, не имея элементарной прописки, вынужден обороняться от коменданта общежития, грозящего в любой момент выбросить его семью на улицу…
В предновогодние дни Адис получил письмо от своего чеченского друга и коллеги. Вчитываясь в мелкий бисер строк, он живо представил себе их автора, людей и места, о которых тот писал. Для этого ему не надо было обладать большой силой воображения. В тех краях Адис пробыл не один месяц, неся свою службу. Впрочем, официально это называлось командировкой. Одна из них у него продолжалась три месяца, другая - полгода.
...Указом Президента Российской Федерации за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного долга в Северо-Кавказском регионе медалью "За отличие в охране общественного порядка"награжден капитан милиции Адис Наипович Нуртдинов, старший оперуполномоченный отряда милиции особого назначения криминальной милиции СОБРа УБОП МВД по РБ.
Когда капитана милиции Адиса Нуртдинова с группой сослуживцев направили, в длительную командировку в Грозный, никто из них не предполагал, что им лично придется нести ответственность за успешное проведение референдума по принятию новой Конституции Чечни и выборам президента.
Но именно такую задачу поставило перед посланцами отряда милиции специального назначения Управления по борьбе с организованной : преступностью МВД РБ по прибытии их на место правительство Чеченской Республики. Им поручили обеспечить охрану и сопровождение членов Центральной избирательной комиссии республики во главе с ее председателем. Председатель Центризбиркома Абдул-Керим Арсаханов, очень деятельный и подвижный седой красавец, несмотря на свои немалые годы, неутомимо ездил по городам и районам республики, проверяя готовность избирательных комиссий и участков к голосованию, выступая перед населением с разъяснением целей референдума. При этом заворачивал в самые отдаленные и глухие селения, где приходилось оставаться и на ночлег. Офицерам охраны надо было предусмотреть любую неожиданность и быть постоянно, буквально круглосуточно начеку, готовыми отразить возникшую опасность. Напряжение было большое, порой сутками не смыкали глаз.
Облегчали тяготы службы весточки из дома, посылки с гуманитарной помощью, которые прибывали нашим ребятам из управления. В них помимо продуктов были видеокассеты с записью пожеланий родных и близких.
Были у наших посланцев в Чечне не только боевые дни и будни, но и праздники. А к Новому году из Уфы прислали спецназовцам вместе с подарками елку. Причем не искусственную, а настоящую ель из леса, аромат ее хвои остро напомнил всем родной дом, малую родину. Лесная красавица украсила их новогодний праздник. В этот вечер с концертом у них выступила самодеятельная группа "Леди", в которой блеснули своими талантами девушки-военнослужащие.
А потом Адиса пригласил к себе в гости сотрудник чеченской милиции Ахмар, с которым он познакомился и подружился, встречаясь по делам службы. Его скромный дом, где он жил с семьей и родителями, чудом уцелел в Грозном. Домочадцы очень радушно приняли Адиса, все собрались за общим столом, угощали всем, что было припасено к празднику. Адиса взволновало не "столько это. угощение, а те черты в облике и характере отца и матери Ахмара, которые в чем-то были схожи с его родителями из далекой башкирской деревни.
Еще больше поразился этому сходству, когда увидел на стене фотографию деда Ахмара, погибшего в Великую Отечественную войну. Он напомнил Адису его дядю, Хайруллу Хазиахметовича Амирова. Командир стрелкового батальона, он погиб в августе 44-го в бою под польским селом Дукла.
Адис, проходя военную сверхсрочную службу на территории Польской Народной Республики в составе Северной группы войск в мае 1990 года, по разрешению командира своей части ездил во время отпуска в Дукпу, чтобы посетить братское кладбище павших воинов и отдать последние почести советскому солдату. Здесь возведен мемориальный комплекс, где отдельно захоронены поляки, русские, чехи, немцы.
На мемориальной доске на трех языках написано, что на этом месте в августе 1944 года проходило крупное сражение. Все погибшие установлены, их имена занесены в общий список. Среди фамилий геройски павших воинов Адис нашел дорогую его сердцу строчку: "Старший лейтенант Амиров Х.Х.".
Воспоминание об этой поездке в Дуклу мгновенно пронеслось в голове Адиса при взгляде на портрет деда Ахмара - молодого и красивого мужчины в офицерской форме. Он рассказал гостеприимным хозяевам о своих невольных сравнениях и воспоминаниях. И они поняли и разделили его чувства. Ахмар произнес после этого тост:
- Давай, Адис, выпьем за такое будущее, в котором бы мы смогли встречаться, ездить друг к другу в гости. Но без автоматов. Чтобы как можно скорее мы могли сказать своему оружию "прощай".
Вот такая была у них встреча нового, 2003 года в Чечне. Потом прошел референдум, прошли выборы Президента Чеченской Республики, а теперь вот, как сообщает Ахмар, и выборы в Госдуму. И каждый раз избиратели Чечни показывают очень высокую активность. Хочет простой народ другой жизни. Мирной жизни, без оружия.
Обо всем этом думал Адис, читая письмо друга. А еще, когда мы говорили о том главном, что вынес Адис из десятилетий своей верной службы Отечеству, он подчеркнул: мечтаю о единстве людей в вершении праведных дел.
Большим, праведным делом было бы обеспечение ветеранов боевых действий тем главным, что составляет существо жизни каждого человека - обеспечение жильем. И уж во всяком случае, они и их дети не должны становиться бомжами. Будет ли в ближайшее время найдено решение этой проблемы, хотя бы в отношении семьи Адиса Нуртдинова?
Александр ЗИНОВЬЕВ.
НА ФОТО: Адис Нуртдинов с семьей; командировка в Чечню.