В России появилась новая силовая структура — Национальная гвардия. Об этом 5 апреля 2016 г. заявил президент Российской Федерации Владимир Путин на встрече с министром внутренних дел РФ генералом полиции Владимиром Колокольцевым, директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Виктором Ивановым, главнокомандующим внутренними войсками МВД РФ генералом армии Виктором Золотовым и заместителем директора Федеральной миграционной службы Екатериной Егоровой.
Президент подчеркнул, что новая структура будет создана на базе внутренних войск МВД. По словам Владимира Путина, в задачи Национальной гвардии будут входить борьба с терроризмом, организованной преступностью, а также выполнение функций, которые в настоящее время возложены на подразделения ОМОН и ОМСН (СОБР). Еще одно решение президента, озвученное на этой встрече, заключается в переподчинении Федеральной миграционной службы и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Министерству внутренних дел Российской Федерации. В ближайшей временной перспективе создание Национальной гвардии будет зафиксировано не только в соответствующем указе президента РФ, но и в федеральном законе.
Национальная гвардия станет отдельной от МВД РФ силовой структурой. Предположительно, это может быть связано с необходимостью изменения структуры МВД РФ, в состав которого включаются Федеральная миграционная служба и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. В этом случае численность Министерства внутренних дел РФ останется практически неизменной, но военнослужащие внутренних войск уйдут в состав Национальной гвардии Российской Федерации.
С 5 апреля 2016 г. Национальная гвардия в Российской Федерации может отсчитывать начало своего существования. Вечером 5 апреля стало известно, что Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о назначении директором Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации генерала армии Виктора Золотова.
В то же время, МВД РФ получило и «компенсацию» — в состав министерства были включены Федеральная миграционная служба и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. На самом деле, вычленение этих структур из МВД в свое время было достаточно спорной идеей. Ведь создание независимых миграционных и антинаркотических структур значительно усложнило функционирование МВД и охрану правопорядка в целом, поскольку возникла необходимость в межведомственной координации деятельности. Кроме того, министерство и федеральные службы в некоторых вопросах выполняли фактически дублирующие функции, а сотрудники ФМС и ФСКН все же не обладали всей полнотой полномочий сотрудников полиции и не воспринимались обществом в качестве таковых. Еще более важной проблемой был недостаток штатов ФСКН и отделение функций ведомства от борьбы с общеуголовными преступлениями, тесно связанными с распространением или употреблением наркотиков. Это создавало дополнительные сложности в борьбе с преступностью на территории Российской Федерации. Так что решение о передаче ФМС и ФСКН в состав МВД можно считать вполне оправданным, тем более в сложных экономических условиях, когда действительно не будет лишним снижение бюджетных расходов, связанных с финансированием независимых силовых ведомств.Важность укрепления войск, обеспечивающих национальную безопасность и защиту конституционного строя страны, не вызывает сомнений. Тем более, в такой сложной ситуации, которую мы сегодня наблюдаем в мире, в том числе и в непосредственной близости от российских границ. Борьба с терроризмом и экстремизмом, с угрозой новых «гибридных войн», с «цветными революциями» и массовыми беспорядками подразумевает создание современной и мобильной силовой структуры, способной эффективно реагировать на все вызовы и риски современности. Поэтому сложно оспорить актуальность создания Национальной гвардии, тем более, что этот вопрос многократно прорабатывался.
Конечно, с переименованием Внутренних войск в Национальную гвардию может возникнуть та же история, что и с переименованием милиции в полицию. В быту ведь многие россияне до сих пор называют полицию милицией, полицейских — милиционерами, точно такая же ситуация может быть и в том случае, если, вместо всем известных «ВВ-шников», появятся «национальные гвардейцы». В любом случае, на адаптацию россиян к новому названию уйдет довольно продолжительное время.
По материалам российских информационных агентств.