Президент Афганистана Ашраф Гани недавно сделал важные заявления во время своего выступления перед депутатами нижней палаты парламента Афганистана. Он считает, что одной из приоритетных задач нового правительства, которое сейчас формируется, является борьба с бедностью, причем Афганистан должен решить эту проблему, не рассчитывая на финансовую помощь иностранных доноров, в первую очередь США. «Помощь США и ЕС не решит наши фундаментальные проблемы. Только последовательное экономическое сотрудничество со странами региона может поднять уровень благосостояния населения», — заявил Ашраф Гани в парламенте.
Вскоре после этого выступления в парламенте, президент Афганистана сделал первый шаг на обозначенном им пути, и отправился с визитом в Туркменистан. На переговорах в Ашхабаде с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедовым обсуждались вопросы экономического сотрудничества двух стран, в частности, дальнейшие работы по двум крупным проектам: газопроводу ТАПИ и железной дороге, которая должна пройти от пограничного города Акина на афгано-туркменской границе до города Андхой в провинции Фарьяб, а затем, в перспективе, до Мазари-Шарифа и Кундуза.
Железнодорожному проекту президент Афганистана уделял большое внимание, поскольку эта ветка должна стать для Афганистана дорогой в большой мир и разрешить основные транспортные проблемы афганской внешней торговли. Сейчас Афганистан не имеет достаточно надежных сухопутных сообщений с внешним миром. Традиционный маршрут через Пакистан, в пакистанский порт Карачи небезопасна из-за угрозы нападения талибов, да и к тому же пакистанские власти чинят препятствия афганским грузоотправителям. Маршрут через Узбекистан также сталкивается с препятствиями, чинимыми узбекской стороной, с задержками вагонов и грузов под самыми разнообразными предлогами. Вывоз товаров через Иран не слишком надежен, как в силу, опять-таки, препятствий со стороны иранских властей и вводимых ими ограничений на пересечение границы, так и из-за того, что регион Персидского залива из-за угрозы ИГИЛ в Ираке, похоже, становится ареной большой ближневосточной войны. Остается только один возможный вариант — Туркменистан.
Этот вариант лучше всех, перечисленных выше. Во-первых, это самый короткий маршрут до морского порта Турменбаши, откуда груз может быть доставлен морем в Азербайджан и Казахстан, а также по Волго-Донскому каналу — в Россию, в Турцию, а далее в средиземноморские страны и любой порт мира. Созданная в советское время система морских перевозок, охватывающих Каспийское, Азовское, Черное моря, бассейны Волги и Дона, создает хоть и протяженный, но достаточно надежный доступ в систему мировых морских коммуникаций для стран Центральной Азии, в том числе и Афганистана. К этому стоит добавить, что разрабатывались проекты строительства судоходного канала из Каспийского моря в Аральское, восстановления самого Аральского моря, и подключения к этому судоходному маршруту бассейна Амударьи. Если этот проект будет реализован, то тогда пуститься в морской путь можно будет прямо от афганских границ, например, от порта Шерхан-Бандар, потерявшего свое значение после строительства моста через Пяндж. Афганистану, во всяком случае, имеет смысл поддерживать подобный проект, хотя, конечно, на его реализацию уйдет много времени.
Во-вторых, железная дорога в Туркменистан открывает для Афганистана прямое железнодорожное сообщение с Казахстаном и Россией, в обход Узбекистана. Недавно была достроена железная дорога Узень (Казахстан) — Берекет — Этрек (Туркменистан) — Горган (Иран), которая идет вдоль восточного берега Каспийского моря по самому прямому маршруту. Эта дорога достроена, открыта, и в январе 2015 года в Иран поступила по ней первая партия казахстанской пшеницы. Для Афганистана это ветка имеет чрезвычайно важное значение, поскольку по ней можно с большим удобством вести экспортно-импортные перевозки. Помимо этого, она ведет ко второму крупному порту на восточном побережье Каспийского моря — Актау, и значительно расширяет, таким образом, возможности использования морского транспорта.
Это направление на сегодняшний день и в обозримой перспективе — самый удобный, надежный и безопасный маршрут для афганского экспорта и импорта.
Для того, чтобы его использовать в максимальной степени, надо как можно скорее достроить железную дорогу Атамурат — Акина — Андхой, которую строят Туркменские железные дороги, и создать на территории Афганистана достаточно крупную грузовую станцию, способную принимать и обрабатывать грузы, наподобие станции Хайратон. Нужно также добиться, чтобы эта станция сразу же после ее достройки была включена в Единую сетевую разметку железных дорог 1520 мм, что позволит принимать и отправлять грузы по всей системе бывших советских железных дорог.
Можно также предложить уже на этом этапе рассмотреть и провести подготовительную работу по обзаведению собственным торговым флотом, хотя бы двумя-тремя судами примерно 3-5 тысяч тонн водоизмещения: сухогрузом и контейнеровозом. Эти суда могут базироваться в одном из каспийских портов, например в Туркменбаши, в Актау или Баку. Экипажи их могут быть на первых порах наемные, а потом можно будет подготовить и собственные, афганские экипажи. Постройка этих судов может быть заказана в России, к примеру на верфях в Нижнем Новгороде, который давно строит суда разного типа для судоходства на Каспийском море.
Конечно, афганский торговый флаг сейчас выглядит как экстравагантная идея, однако же, наличие собственных судов позволяет сократить расходы на фрахт, в особенности на дальних рейсах. Собственные суда позволяют наладить даже регулярную контейнерную линию, к примеру: Туркменбаши — Стамбул, с заходом в промежуточные порты на Каспии, на Волге, в Азовском морях. Регулярные линии в практике мирового судоходства — самые дешевые и удобные для грузоотправителей.
Конечно, для окончательного решения этого вопроса потребуется политическое решение прикаспийских государств, чья позиция состоит в том, чтобы не допускать в Каспийское море суда других государств. Однако, думается, что вполне возможно общее решение прикаспийской «пятерки» сделать для Афганистана исключение и разрешить афганским судам навигацию по Каспийскому морю. Впрочем, на тот случай, если такого разрешения дано не будет, афганские предприниматели смогут сами учредить судоходную компанию под флагом одного из прикаcпийских государств для обеспечения морских перевозок.
Выход к Каспийскому морю для Афганистана представляет собой, пожалуй, наилучший вариант разрешения транспортных вопросов внешней торговли.
Дмитрий ВЕРХОТУРОВ
afghanistan.ru