Когда штатские люди говорят о Воздушно-десантных войсках, то чаще всего разговоры идут о боевых частях и подразделениях: парашютно-десантных, артиллерийских, разведывательных, саперных, а о тыловиках вспоминают редко. Многие из них часто представляют воина-десантника этаким универсальным солдатом, бесстрашно спускающимся на землю под куполом парашюта, метко стреляющим из всех видов оружия, метающим ножи в цель, совершающим многокилометровые марш-броски с полной выкладкой, мастерски владеющим приемами рукопашного боя, разбивающим с одного удара ребром ладони груду кирпичей. И это – абсолютно справедливо! Но вряд ли бы он выглядел таким суперменом, если бы вовремя не был обут и одет в новое обмундирование, обогрет, помыт в бане, накормлен. Боевая машина десанта представляла бы груду железа, если бы не была вовремя загружена боеприпасами и заправлена горючим. Поэтому в своевременном обеспечении десантников всем, что им необходимо для успешного выполнения боевых задач, большая роль отводится тыловым подразделениям ВДВ. Недаром их девиз :«Сегодня здесь, а завтра там, где дело есть десанта». А за последние десятилетия тыл Воздушно-десантных войск заслужил репутацию самого воюющего тыла.В Башкортостане, к сожалению, мало кто знает, что на протяжении четырнадцати лет должность заместителя Командующего Воздушно-десантными войсками по тылу занимал наш земляк – генерал-лейтенант Александр Георгиевич Зуев.10 февраля 1945 года в Уфе в семье офицера службы военных сообщений старшего лейтенанта Георгия Васильевича Зуева и его жены Евгении Тимофеевны появился на свет сын, которого назвали Александром.Георгий Васильевич, окончив в 1939 году Ленинградское училище военных сообщений имени М.В.Фрунзе, с декабря 1939 года до марта 1940 года принимал участие в боях с белофиннами, находясь в составе технической разведки Управления Начальника восстановительных работ 13-й армии Северо-Западного фронта. В августе 1946 года грудь офицера украсил орден Отечественной войны 2-й степени, которого он был удостоен за полученные в боях ранения.
Когда в 1963 году Александр заканчивал в Оренбуржье среднюю школу, проблемы выбора профессии у него не было. Он пошел по стопам отца и стал курсантом Вольского военного училища тыла имени Ленинского комсомола. Специалисты продовольственного и вещевого снабжения требовались во всех родах войск. И после окончания училища в 1966 году лейтенант Зуев получил распределение в Воздушно-десантные войска.
Во время первого офицерского отпуска, который Александр проводил в Оренбурге, он познакомился с выпускницей стоматологического факультета по имени Светлана. Вскоре Светлана приехала к его месту службы в литовский город Каунас, где они сыграли свадьбу. Здесь, в Каунасе молодой офицер совершил свой первый прыжок с парашютом. И впоследствии подавал пример офицерам службы тыла в совершении прыжков. Много лет спустя, будучи уже заместителем командующего ВДВ по тылу, сопровождая Министра обороны России П.С.Грачева в зарубежных поездках, он единственный из генералов, входивших в состав делегации, совершал вместе с Павлом Сергеевичем парашютные прыжки со всех типов иностранных самолетов.
За шестнадцать лет службы в 44-й учебной воздушно-десантной дивизии с перерывами на учебу в Военной академии тыла и транспорта, Александр Георгиевич прошел все ступени от начальника продовольственного и вещевого снабжения отдельного учебного батальона связи до заместителя командира дивизии по тылу.
В начале 80-х годов для многих офицеров-десантников серьезным испытанием стал Афганистан. В апреле 1982 года 37-летний подполковник Александр Зуев убыл в Афганистан на должность заместителя командира 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии по тылу. Дивизией тогда командовал будущий Герой Советского Союза генерал-майор А.Е.Слюсарь.
Полковник в отставке В.Г.Драговаловский, бывший начальник артиллерии 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии вспоминает: «С Александром Георгиевичем я прослужил в Афганистане полтора года и мы прожили с ним в одной «бочке» три месяца. Саша был настоящим другом, человеком большой души и доброго сердца. Никогда не прятался за чужие спины. Всегда просил генерала Слюсаря взять его на боевую операцию. Саше досталось практически пустое место. Уже с первых дней пребывания в Афганистане стало ясно, что части и подразделения десантников будут здесь находиться долгое время. Необходимо было создавать всю инфраструктуру в каждой отдельно стоящей части и парашютно-десантном батальоне. Для этого нужно было много строить и перевозить большое количество грузов. Инфраструктура дивизии состояла из трех гарнизонов в Кабуле и трех отдельных батальонов в Митерламе, Бамиане, Лашкаргахе. Службе тыла приходилось решать вопросы обеспечения боевых действий: подвоз снарядов, горючего, продовольствия, вещевого имущества. Были построены казармы, парки, клубы, столовые, банно-прачечные комбинаты, магазины, медицинские учреждения. Асфальтировались дороги и плац. Появился свой хлебозавод. Шло обустройство отдельно стоящих батальонов и боевых застав. Там установили мини-пекарни, сделали скважины, построили столовые, соорудили бани. В месяц совершались по три-четыре рейса автоколонн, доставлявших грузы через перевал Сапанг . В каждом полку всегда первыми были артиллеристы, на нашем примере строили все.»
НА СНИМКЕ: заместитель командира 103-й гв. ВДД по тылу гв. подполковник А.Г.Зуев (крайний слева) во время службы в Афганистане, 1982 г.
Майор запаса А.И.Ивонин: «После выпуска в 1984 году из Рязанского воздушно-десантного училища я вновь прибыл в Афганистан в 103-ю гвардейскую ВДД, где четыре года назад проходил срочную службу. По прибытии в Кабул на аэродром я не узнал расположения: кругом асфальт, модули, заборы, деревья. Изменился быт личного состава. Оружие в пирамидах и в ружейных комнатах, прием пищи организован в столовых, изменился в лучшую сторону рацион питания.»
На Родину в 1984 году полковник Зуев возвращался из Афганистана с орденом Красной Звезды. А в десантном гарнизоне в литовском местечке Гайжюнай его ждали жена Светлана Павловна с дочерьми Наташей и Эллой. В том же году он стал слушателем Военной академии Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР. После восемнадцати лет службы в Литве семья Зуевых оказалась в Москве.
Окончив два года спустя академию, Александр Георгиевич по рекомендации Командующего Воздушно-десантными войсками генерала армии Д.С.Сухорукова был назначен его заместителем по тылу – начальником тыла Воздушно-десантных войск и стал самым молодым заместителем командующего ВДВ. Остальные заместители командующего, да и сам командующий на тот момент являлись участниками Великой Отечественной войны.
Четырнадцать лет, которые генерал-лейтенант А.Г.Зуев возглавлял тыл Воздушно-десантных войск, были полны многочисленных драматических событий в истории нашей Родины. Сложные задачи решались службой тыла в последнее десятилетие двадцатого столетия. Это и тыловое обеспечение вывода войск из Афганистана, а затем и передислокации соединений и частей ВДВ из республик бывшего Союза на территорию России, и выполнение миротворческих задач. Большой объем задач был выполнен в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. Офицеры тыла ВДВ проявляли при этом мужество и героизм. Многие из них были награждены орденами и медалями. Большая работа проводилась офицерами тыла по разрешению одной из самых важных социальных проблем – обеспечению жильем офицеров, прапорщиков, военнослужащих по контракту и членов их семей. Много внимания уделял Александр Георгиевич подбору и расстановке кадров службы тыла.
Вспоминает подполковник запаса О.В.Сабуров: «Я благодарен генералу Зуеву, что после окончания в 1996 году Военной академии тыла и транспорта он разглядел меня и взял в ВДВ. Да и как было не взять кандидата в мастера спорта по офицерскому многоборью. Думаю, что он не ошибся во мне. Я стал тем, кем должен был стать. В двадцать девять лет в звании капитана стал заместителем командира парашютно-десантного полка по тылу. Прошел «горячую точку», получил опыт боевых действий. Окончив адъюнктуру при военной Академии тыла и транспорта, стал кандидатом военных наук, стипендиатом премии Правительства России за лучшие научные достижения в 2003 году. Александр Георгиевич остался в моей памяти как настоящий профессионал своего дела, очень порядочный человек и офицер с большой буквы.»
За эти годы тыл ВДВ стал высокомобильной структурой, оснащенной современной техникой, способной в любых условиях обеспечить войска всем необходимым.
Обе дочери Александра Георгиевича пошли по стопам отца и стали офицерами Вооруженных Сил. Наталья дослужилась до подполковника, Элла стала майором. Во времена печально известных сердюковских реформ им, к сожалению, пришлось оставить службу.
Уволившись в 2000 году в запас, Александр Георгиевич вел большую работу по пропаганде героических традиций тыла Воздушно-десантных войск. Его заслуги перед Родиной были отмечены орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, «За военные заслуги», многими медалями. 4 мая 2006 года в возрасте шестидесяти одного года Александр Георгиевич безвременно ушел из жизни и похоронен с воинскими почестями в Москве на Троекуровском кладбище. 10 февраля этого года ему должно было бы исполниться семьдесят. И было бы справедливым увековечить, наконец, память нашего земляка на его малой родине в Башкортостане.
Евгений СМИРНОВ.
На фото вверху: заместитель командующего ВДВ по тылу генерал-лейтенант А.Г.Зуев.