В последние дни политическая обстановка в некоторых районах провинций северо-востока Афганистана, в частности Бадахшана, стала напряженной. В результате столкновений в уезде Вардудж со стороны силовиков Афганистана были уничтожены свыше 30 боевиков, 14 полицейских попали в плен. Среди убитых, по сообщениям афганских властей, находились члены Исламского движения Узбекистана (ИДУ) и боевики из северного Кавказа. Это не первый подобный случай, поскольку в последние четыре года провинция Бадахшан стала привлекать внимание тем, что там базируется большая группировка боевиков, выступающая от имени талибов и периодически дестабилизирующая обстановку, а иногда на определенное время удерживающая под контролем ситуацию в отдельных районах. Силовые структуры с тех пор несколько раз проводили спецоперации, однако положительных результатов не достигли.
Афганский Бадахшан всегда считался относительно стабильным, а локальные полевые командиры и местное население традиционно воспрепятствовали распространению влияния внешних сил на территории провинции. Первые очаги напряженности в провинции появились осенью 2011 г. в районах Бахарак, Вардудж, Джурм, Тагаб, Шухада и Юмган, когда, по сообщениям афганских источников, туда проникла вооруженная группировка численностью до 800 человек. Сообщалось о наличии в их рядах выходцев из центрально-азиатских государств и северного Кавказа. Особо сложной стала обстановка в Вардудже, где боевики в течение нескольких месяцев взяли под контроль 11 сел. Волость Коран и Мунджан к концу сентября 2013 г. находилась под их властью. Правительственные войска при поддержке авиации коалиционных сил несколько раз предпринимали попытки освободить указанные районы, но усилия не принесли ощутимых результатов. В этих районах высокогорный рельеф местности не позволяет вести крупномасштабные операции с применением тяжелой техники, что позволяет боевикам при необходимости отступать и в благоприятный момент снова вступать в бой.
В целом за последние годы правоохранительными органами ИРА были ликвидированы небольшие по численности формирования. В марте 2014 г. в ходе спецоперации в одном из сел Джурма правоохранительными органами были убиты 5 боевиков, а также было сообщено о нейтрализации теневого губернатора талибов в Бадахшане, но уже 21 мая боевики захватили Юмган и в течение нескольких дней контролировали волостной центр и окружающие селения, а 4 июня в Джурме патруль правоохранительных органов подвергся обстрелу и были убиты четыре человека.
Боевики, выступающие от имени талибов, создают атмосферу напряженности в Бадахшане. Представители провинции зимой текущего года в своем обращении к центральным властям предупредили, что если последние не обеспечат безопасность, президентские выборы там могут не состояться. В итоге сами местные жители совместно с провинциальными властями достигли договоренности с боевиками и выборы прошли в относительно спокойной обстановке. Перед вторым туром афганское министерство внутренних дел объявило о закрытии по разным причинам, среди которых и отсутствие безопасности, 813 избирательных пунктов по всей стране. Председатель комиссии по обеспечению безопасности выборов, перечислив провинции Бадгис, Гор, Фарах, Герат, Газни, Гельманд, Нангархар, Кунар, Нуристан, Джаузджан, Сарипуль и Бадахшан, отметил, что в Нангархаре, Кунаре и некоторых районах Гельманда, Фарьяба и Бадахшана именно по соображениям безопасности будут закрыты пункты для голосования.
Провинциальные источники, анализируя политическую обстановку Бадахшана, пишут, что причиной ее дестабилизации, прежде всего, является ограниченное количество сотрудников местных правоохранительных органов, что не позволяет им должным образом обеспечить безопасность, предотвратить диверсии, обезвредить вооруженные бандформирования. Данный показатель в Бадахшане с населением в примерно один миллион человек составляет 2600 человек, в то время как в Гельманде, население которого намного меньше, численность полицейских составляет 13 тыс.
Другой причиной можно назвать распространение в Бадахшане идеологии талибов, чего раньше там не было. В таких районах как Вардудж и Юмган среди местного населения в последнее время появились единомышленники и сторонники талибов. Кроме того, некоторые представители местного духовенства начали проповедовать идеи талибов, а ряды проникших туда группировок пополняются за счет местной молодежи.
Все это является свидетельством того, что политическая борьба в Афганистане выходит за рамки региональных и этнических границ и принимает идеологический характер. Провинциальные и другие местные полевые командиры севера и северо-востока раньше единой командой воевали против талибов, а в последнее время многие боевики из их рядов выступают от имени противника.
Ситуация в Бадахшане от других провинций севера и северо-востока отличается тем, что, во-первых, боевики там в последние годы не просто совершают нападения на сотрудников силовых структур или занимаются подрывной деятельностью (как это делается в других частях страны), а периодически захватывают целые районы, административные центры и на определенное время контролируют их. Во-вторых, в других районах численность членов отдельных группировок составляет 10-15 человек, а в Бадахшане несколько сотен. В-третьих, если в других провинциях боевики часто меняют свою тактику и место дислокации, в Бадахшане с момента появления они не покидали районы пребывания и время от времени открыто наступают на позиции местных силовиков.
Часть аналитиков в дестабилизации обстановки в Бадахшане видят экономические причины. Автодорожный участок Кишим-Ишкашим является самым кратчайшим маршрутом для выхода на китайский рынок и Афганистан заинтересован в его открытии, однако сложившаяся ситуация пока не позволяет продолжать строительные работы. Отдельные афганские источники считают, что некоторые внешние игроки не заинтересованы в реализации проекта и создают атмосферу волнения в этих районах.
Также отметим, что начало дестабилизации обстановки в Бадахшане совпадает со временем физической ликвидации экс-президента страны и лидера «Исламского общества Афганистана» Бурхануддина Раббани. Возможно, это простое совпадение, но с тех пор обстановка в провинции остается нестабильной, а преемники Б. Раббани демонстрируют неспособность разрешить кризисную ситуацию, объединить всех своих сторонников под единым командованием.
Северо-восточные провинции, в частности Бадахшан, в 90-х гг. во время войны с талибами служили убежищем для представителей Северного альянса. Если раньше те со своими врагами боролись в других местах, то в последние годы противник поселился в их тыл.
Автор: Окимбеков Убайд Вафобекович, кандидат экономических наук, научный сотрудник ИВ РАН.
Фото: из открытых источников