Ноябрь
пнвтсрчтптсбвс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Газета ветеранского и патриотического движения Башкортостана

В Афганистане подводят итоги 13-летнего правления Хамида Карзая

В Афганистане подводят итоги 13-летнего правления Хамида Карзая

Ахмад Вахид Можда, известный афганский историк-публицист специально для «Афганистан.Ру» подготовил материал, в котором попытался дать оценку 13-летнего правления в Афганистане Хамида Карзая. Редакция газеты "Боевая высота" дословно перепечатывает статью.

Спустя 13 лет с начала своего правления Хамид Карзай распрощался с президентской властью. Оценки его действий на президентском посту настолько разнообразны, что подведение итогов его тринадцатилетнего руководства Афганистаном кажется непростой задачей. Однако этим кратким обзором мы попытаемся воздать должное человеку, которому после 40-летнего царствования Захир Шаха дольше всех удалось руководить Афганистаном.

Начнём с выдержки из последнего выступления Карзая в качестве президента во время его прощания с членами Комиссии по проведению административной реформы, в котором он упомянул о своем избрании главой временного правительства на Боннской конференции и приходе в Кабул в качестве президента. Хамид Карзай сказал, что его охранниками в то время были не иностранцы, а кандагарские военные, которые и перевезли его из Кандагара в Кабул для того, чтобы он возглавил правительство Афганистана. Это заявление не соответствуют действительности, поскольку на самом деле Хамид Каррзай был доставлен в Кабул американскими охранниками. Это подтверждается сохранившимися видеозаписями того периода.

Политическое могущество Карзая в Афганистане можно считать прямым следствием событий 11 сентября, поскольку именно эти события послужили предлогом для начала войны с терроризмом. Хамида Карзая привели с собой в Афганистан американские войска для того, чтобы он в качестве главы временного правительства основал новую власть на руинах режима «Талибана». Почему же экс-президент пытается по-иному пересказать эти события? Вероятно, Хамида Карзая беспокоит, что историки могут счесть его марионеточным лидером наряду с Шахом Шуджа и Бабраком Кармалем. Многие эксперты полагают, что конфликт с американцами после прихода к власти Обамы и жесткая критика американских методов борьбы с терроризмом были попыткой Карзая превратиться из марионеточного президента в национального лидера.

До прихода к власти Хамид Карзай не был знаком с современной системой управления государством, и можно предположить, что его представления о демократии основывались исключительно на личном опыте жизни в Америке. Известно, что уже во времена президентства Карзаю сообщили о том, что с ним хотят встретиться представители гражданского общества, и он с удивлением спросил: «А что такое «гражданское общество»? Вероятно, недопонимание было связано со сложностями перевода словосочетания «civil society» на дари, однако описанная история стала достаточно популярной.

Во времена джихада Карзай некоторое время исполнял обязанности секретаря в партийном аппарате Себгатуллы Моджаддеди в Пешаваре. В этой структуре все главные партийные решения принимались лично Моджаддеди. В годы «священной войны» партия была самой слабой моджахедской организацией, и в ней процветала коррупция. Он также проработал некоторое время в должности заместителя министра иностранных дел в правительстве моджахедов, хотя из-за войны и общей неразберихи опыт работы Хамида Карзая на этой должности, вероятно, отличался от такового у его коллег из стабильных государств.

Что касается сильных качеств Хамида Карзая и положительных моментов его правления, следует отметить, что в истории Афганистана не было другого правителя, который обладал бы такими же, как у Карзая, широтой взглядов и способностью терпеливо переносить критику и даже брань в свой адрес. Даже если предположить, что он просто не придавал значения большинству этих критических замечаний, он впервые в истории Афганистана открыл дорогу для свободы слова, в то время как ни один из бывших правителей которой никогда не терпел никаких возражений в свой адрес. Если преемники Хамида Карзая попытаются проигнорировать данный прецедент и вернуться к авторитарному стилю управления, это может создать им множество проблем с общественным мнением.

Критики, упрекающие Хамида Карзая в излишней склонности к компромиссам, забывают, что Карзай был лишен поддержки со стороны сильной политической партии и для сохранения своей власти нуждался во взаимодействии со всеми основными политическими силами. Поэтому он не боялся прослыть «политическим соглашателем», если надо было предоставить площадку для действий во власти другим лицам, особенно сильным группам моджахедов. В течение нескольких последних лет он жестко выступал против действий США в Афганистане, однако категорически избегал конфронтации со своими внутренними союзниками, и именно такая стратегия сделала возможным его длительное пребывание у власти.

С другой стороны, Хамид Карзай не смог сделать многого для афганской экономики и заложить фундамент для дальнейшего экономического развития страны. Следует констатировать, что Афганистан потерял свой лучший шанс для экономического развития, существовавший в годы правления Карзая. Ситуация, при которой мировое сообщество с легкостью вливало бы в Афганистан деньги и средства, вряд ли повторится в обозримом будущем.

После первой Боннской конференции шла речь о разработке для Афганистана программы развития, напоминающей План Маршалла, однако на практике никакого плана, который устанавливал бы приоритеты деятельности, не существовало. В Афганистан хлынули большие средства, но их освоение происходило неорганизованно и разрозненно. Неудивительно, что большая часть этих средств оказалась растрачена попусту.

В результате спустя годы Федеральный следственный орган США был вынужден констатировать, что, хотя за 13 лет Афганистану была перечислена помощь, равная по объему финансовой помощи, оказанной 16 пострадавшим европейским странам после Второй мировой войны, коренных изменений в экономическом положении Афганистана не наблюдается. Незначительные экономические достижения Афганистана являются непрочными и могут быть утрачены в краткосрочной перспективе, если преемники Хамида Карзая не приложат усилия для их сохранения.

Наибольшей проблемой, с которой столкнулся Афганистан в период правления Хамида Карзая, стала продолжающаяся война. Международная коалиция под руководством США намеревалась решить проблему войны военными средствами, не преуспела в этом за 13 лет. Афганская сторона все эти годы утверждала, что ответственность за продолжение войны в Афганистане лежит на Пакистане, поскольку именно там находится руководство ряда террористических организаций, включая «Талибан» и группировку Хаккани. Однако США не принимали всерьез эти заявления Афганистана и продолжали относиться к Пакистану как к союзнику.

Достаточно быстро стало понятно, что проблема Афганистана не имеет военного решения. Однако США, обладавшие мощным военным присутствием в Афганистане, не были готовы пойти на соглашение с талибами, поскольку это бы означало признать поражение крупнейшей военной машины перед неорганизованной группой под названием «талибы». Вначале Хамид Карзай верил в то, что США не знают о скрытой роли Пакистана в этой войне, и пытался убедить американцев включить хотя бы часть территории Пакистана в свои военные операции, направленные на борьбу с терроризмом. Но через некоторое время он, вероятно, понял, что США никогда не пойдут на это. После этого Хамид Карзай громогласно заявил о своем несогласии с военными программами США в Афганистане и особенно резко раскритиковал убийства гражданских афганцев в ходе военных операций. Можно предположить, что на данном этапе он разочаровался в стратегии США и начал сомневаться в их намерениях искоренить терроризм в регионе. Вероятно, под давлением таких мыслей экс-президент и отказался и от подписания договора о безопасности с США.

Стоит подчеркнуть, что требования Хамида Карзая относительно предоставления Афганистану тяжелого вооружения и укрепления ВВС не были приняты США всерьез. Точно так же Соединенные Штаты отказались оснастить военными самолетами ВВС Ирака, поскольку контролируемая война в любой стране требует воздушного господства на её территории.

За годы правления Хамида Карзая Афганистану удалось избавиться от многолетней изоляции в области дипломатических отношений с другими странами, и он открыл свои дипломатические представительства во многих государствах мира. Сегодня Афганистан имеет членство в важных региональных и мировых структурах. Но даже эти широкие связи не помогли Афганистану добиться того, чтобы подвергнуть Пакистан такому давлению на международном уровне, чтобы он отказался от нападений, по крайней мере, на Кунар. Усилия Афганистана по внесению этого вопроса в Совет Безопасности ООН также не увенчались успехом. В условиях, когда постоянные члены Совбеза имеют военное присутствие в Афганистане, вынесение этого вопроса на обсуждение Совбеза выглядело несколько неуместным и даже смешным.

Одним из преимуществ обладания дипломатическими отношениями с другими странами является возможность использования этих отношений для противодействия подобного рода проблемам. Однако слабость и коррупция в государственном управлении способна нанести ущерб дипломатическому авторитету любой страны на международном уровне.

В период правления Хамида Карзая Афганистан, попавший в замкнутый круг коррупции, производства и контрабанды наркотиков, оценивался на международной арене как страна с крайне неэффективным управлением. Хамид Карзай никогда не отрицал этих обвинений, хотя в основном винил в этой проблеме иностранцев, которые намеренно создали Афганистану проблемы, приведшие к таким результатам.

Таким образом, можно сказать, что период правления Хамида Карзая, как и любого другого руководителя, имел как положительные, так и отрицательные следствия. В условиях присутствия иностранных военных в такой бедной стране, как Афганистан, которая была вынуждена решать свои проблемы с помощью иностранцев, что делало неизбежным их вмешательство в принятие всех важных решений, нельзя считать Карзая ответственным за все недостатки и упущенные возможности.

Афганистан после Карзая представляет собой страну, у которой закончился медовый месяц отношений с Западом. С учетом новых вызовов, которые встали перед интересами Запада в других частях мира, можно ожидать, что преемники Хамида Карзая столкнутся с еще большими проблемами, чем те, которые страна переживала в период его правления. В особенности это касается вопросов безопасности. В результате можно ожидать, что после Хамида Карзая власть станет еще слабее в решении проблем народа, а финансирование со стороны международного сообщества неизбежно сократится. Если этот прогноз оправдается, то через несколько лет в памяти афганского населения поблекнут все недостатки правительства Карзая. В будущем это обстоятельство даже может послужить предпосылкой для его возвращения к власти.

Опубликовано 2 октября 2014 в рубрике Международные новости
Подпишитесь на наш телеграм-канал: @boevaya_vysota

Подписка

Важные страницы

Все рубрики