Ноябрь
пнвтсрчтптсбвс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Газета ветеранского и патриотического движения Башкортостана

Главному объекту российско-афганской дружбы — 50!

Главному объекту российско-афганской дружбы — 50!

За последние годы мы привыкли: если Афганистан — значит война и наркотики, разруха и жертвы. Да, это так, но есть и другой Афганистан – бурный, развивающийся, благодарный. На днях оттуда вернулась очередная группа российских ветеранов, которая проехала полстраны – от Кабула до Мазари-Шарифа, Меймене и обратно, побывала в Герате, заглянула в Джелалабад, посетила усыпальницу национального героя Афганистана Ахмад Шаха Масуда в Панджшере. По пути мы пообщались с сотнями местных жителей – министрами, губернаторами, дукандорами, дехканами, солдатами, журналистами и еще много с кем.

По итогам уверяем вас, страна воюет, страдает, бедствует, но живет. Живет бурно и насыщенно. Занятия в школах идут в три смены, студенты занимаются даже на полянках, все спортивные площадки переполнены, повсеместно шумят демонстрации за или против, повсюду, особенно в крупных городах, идет бурное строительство, дороги забиты машинами всех мастей и калибров. Да что говорить, почти за сорок лет войны население здесь увеличилось на десять миллионов! Вы другие подобные примеры знаете?? Трудно представить, какой всплеск всеобщего развития был бы возможен, если б на Афганистан опустился мир.

Но мира нет. Напыщенный, самодовольный НАТО во главе с распоясавшимся Вашингтоном за тринадцать лет пребывания в стране так и не смог его обеспечить. Впрочем, где он обеспечил? Где янки, там война и разруха. Бывшим моджахедам даже стыдно признавать, что в 80-е их покровителями были американцы. На этом фоне еще больше улучшилось отношение к нам, россиянам. Афганцы поняли, кто их искренний друг, а кто проводит корыстную, подрывную политику «регулируемого конфликта». Рейтинг Путина в Афганистане зашкаливает, в нем видят защитника чуть ли не всех обиженных и бесправных. Примеров тому – великое множество.

В один из дней едем через перевал Саланг. За последние тридцать лет я проехал и прошел этим путем десятки раз, но вновь и вновь поражаюсь его величию, дикой красоте и результатам колоссального, самоотверженного людского труда. Кажется, такую дорогу могли построить лишь неземные исполины, настолько неприступным и суровым выглядит Гиндукуш.

Причем, построить шоссе было мало, самое главное – тоннель на границе вечных снегов. Афганцы предлагали реализовать этот проект американцам, немцам, итальянцам, французам, но те потребовали обеспечить комфортные отели с барами, бассейнами, теннисными кортами, зарплату в 40 тыс. афгани (наши получали 5 600), да и цену за строительство завернули такую, что весь Афганистан попал бы в кабалу на десятки лет. А дорога была необходима жизненно, без нее стопорилось развитие, страна распадалась на две половины – промышленный таджико-узбекский Север и сельскохозяйственный пуштунский Юг. Я говорю, естественно, огрубленно. С течением времени значение этой дороги только возрастало, теперь без нее Афганистан невозможно представить. За день по этому пути проходят тысячи грузовиков, автобусов, бронемашин, такси и прочих «бурубухаек», хотя в 60-годы проектная пропускная способность закладывалась на уровне 600 машин в сутки. Представляете, какой запас прочности, надежности и потенциал развития был заложен!

Спасение пришло из Москвы. 8 апреля 1958 года между Советским Союзом и Королевским Правительством Афганистана был подписан Контракт о строительстве автогужевой дороги через горный хребет Гиндукуш. 2 сентября 1964 года стороны приняли Акт приемки в постоянную эксплуатацию автомобильной дороги Джабаль-ус Серадж – Доши. Основными производителями работ стали московские метростроевцы, обучившие своему мастерству сотни афганцев. В первые годы строительством руководил В. Федоров, главными инженерами северного и южного порталов были В. Иванников и Г. Овчаренко, главным механиком Н.Картавец, маркшейдерами В.Копылов и В. Соловьев, взрывником Д. Гродский, бригадирами П.Ратников, М.Родин. К сожалению, в этой статье всех специалистов перечислить не удастся. Король Афганистана Захир Шах, не раз приезжавший на стройку, оценил объект на «отлично» и вручил многим специалистам афганские ордена.

Кто-то может подумать, что период по времени слишком долгий, но он вместил все – изучение геоподосновы, прокладку маршрута, разработку проекта, подбор специалистов, изготовление уникальной технологии и многое, многое другое. Сами работы тоже велись в тяжелейших, а порой и опасных условиях. Достаточно сказать, что на Саланге зима длится девять месяцев, сильнейшие морозы, ураганные ветры, снегу наметает по 3 – 4 метра, лавины сносят тягачи и автобусы вместе с людьми как спичечные коробки, высота 3 400 метров, но многие работы приходилось вести на уровне 5 600 метров, сильно сказывалось кислородное голодание, всегда, на всякий случай, приходилось носить с собой валидол. В таких условиях могли работать только «шурави». К сожаление, не обошлось без несчастных случаев. Первым погиб взрывник Николай Урдин, говорят, веселый, жизнерадостный парень, замечательный отец и муж. После него Саланг забрал жизни еще семи метростроевцев.

Пробивка тоннеля шла буро-взрывным способом, порода – сильно трещиноватый, обводненный гранит, с постоянной угрозой обвала. В месяц удавалось продвигаться максимум на 95 метров. В итоге, общая длина тоннеля составила 2,7 км, с подходной галереей на южном участке — 3,6 км, на особо лавиноопасных участках возведено еще около 12 км галерей.

Любопытная деталь. При прокладке трассы метростроители нашли несколько старых геодезических знаков. Судя по-всему, их установили немецкие специалисты еще в конце 30-х годов. Тогда генеральный штаб вермахта готовил восстание пуштунских племен против англичан и бывших басмачей против Советского Союза. При прорыве немецких дивизий через Кавказские горы они должны были пройти через подготовленную таким образом территорию Афганистана в Индию, но это отдельная история.

До 1973 года тоннель на Саланге считался самым высокогорным в мире, был внесен в Книгу рекордов Гиннеса. В 1983 году без остановки грузопотока в сооружении началась генеральная реконструкция, была установлена новая дизель-электростанция, заменены все кабели, смонтирована мощная система вентиляции, установлены камеры наблюдения, пожарная сигнализация, телефонная связь и т.д. В результате, пропускная способность тоннеля увеличилась в разы, к примеру, в середине июля за световой день проходило свыше 2 700 машин.

В 1997 году, по приказу Ахмад Шаха Масуда, южный портал и несколько пролетов в середине тоннеля были взорваны, чтобы предотвратить продвижение боевиков Талибана на север страны. В конце 2001 года специалисты российского МЧС расчистили завалы, и движение восстановилось. После этого тоннель пытались отремонтировать французы, турки, кто-то еще, но «качество» работ было таким, что из-за глубокой колейности многотонные фуры падали набок (наблюдал это лично).

Теперь афганцы снова ждут специалистов из России, чтобы вдохнуть в знаменитый тоннель новую жизнь. Кто знает, в последние годы американцы негласно, но активно противодействовали появлению российского бизнеса в Афганистане. С их уходом ситуация может сильно поменяться в нашу пользу, хорошо бы ею грамотно воспользоваться.

ВЯЧЕСЛАВ НЕКРАСОВ,

ответственный секретарь Группы Совета Федерации по сотрудничеству с Национальной Ассамблеей Афганистана,

специальный представитель РСВА по Афганистану,

специальный корреспондент газеты "Боевая высота"

Опубликовано 2 сентября 2014 в рубрике Международные новости
Подпишитесь на наш телеграм-канал: @boevaya_vysota

Подписка

Важные страницы

Все рубрики