Газета ветеранского и молодежного движений Республики Башкортостан «Боевая ВЫСОТА» продолжает публикацию серии материалов под рубрикой «Моя служба в Армии – Личное мнение»
Сегодня в России и в нашей республике много говорится о том внимании, которое должно уделяться гражданскому и военно-патриотическому воспитанию молодежи. Трудно перечислить все мероприятия, которые проходят нашей в республике и посвящены этой теме. Действуют многочисленные центры военно-патриотического воспитания. Успешно работают десятки спортивных и военно-патриотических клубов, в летний период – организуются и проводятся военно-патриотические сборы и лагеря. Обсуждается программа «Развитие молодежной политики в Республике Башкортостан» на 2012 – 2017 годы. Ведущую роль в этой работе, несомненно, играет Министерство молодежной политики и спорта республики.
Обо всем этом постоянно пишет и наша газета.
Однако огромное значение имеет не только информирование аудитории, но и обращение к чувствам, выражение личного мнения, в том числе – личного отношения к службе в Российской Армии. Эту проблему мы также считаем одной из ключевых тем нашей газеты.
Сегодня наш собеседник – министр молодежной политики и спорта Республики Башкортостан Александр Павлович Никерин.
– Александр Павлович, расскажите, пожалуйста, о том, когда и в каких войсках Вы проходили срочную службу в Армии?
– В Армию я был призван в конце октября 1979 года, служил в Калининграде в пограничных войсках, как и мечтал. Дело в том, что мой родной и двоюродный братья тоже служили в пограничных войсках, да так получилось, что я попал в ту же часть, в которой прошел службу двоюродный брат Александр. После «учебки» и принятия присяги попал на постоянную службу на Отдельный Калининградский контрольно-пропускной пункт (ОКПП) Прибалтийского погранокруга КГБ СССР.
– Чем для Вас стала служба в Армии, чему она вас научила и какие воспоминания оставила?
– Служба в Армии для меня была настоящей школой жизни. Это естественно, и так должно быть: мальчики, выросшие в разных семьях, в разных материальных условиях, с разным уровнем физической подготовки попадают в единые условия, позволяющие им стать настоящими мужчинами. Я был призван из техникума физической культуры, поэтому нагрузки меня не испугали: я легко подтягивался на перекладине, а в кроссовой подготовке мне равных не было. В период службы я продолжал тренироваться по нескольким видам спорта, стал сильнейшим бегуном во всем Прибалтийском пограничном округе, выполнил норматив мастера спорта по военно-прикладному спорту, становился с друзьями победителем в соревнованиях по преодолению комплексной полосы пограничника.
Для достойного несения службы необходимо было ежедневно изучать инструкции КПП, материальную часть различных судов, так как на нас была возложена проверка документов и осмотр кораблей. Чему это научило? Ну, во-первых, тщательно изучать любое дело и любой документ, ответственно относиться к своему делу. Свои годы службы в Армии вспоминаю с теплотой и гордостью, я там приобрел друзей, впервые увидел такие красивые места, как город Пионерск, Калининград, Балтийское море. После службы в Армии я переосмыслил и значение Великой Победы: я видел мощнейшие «форты» бывших немецких укреплений того времени, эти инженерные сооружения были успешно взяты нашими героическими войсками, в первых рядах которых находился и мой дед Петр Иванович Никерин, награжденный медалью «За взятие Кёнигсберга».
– Встречался ли Вам в период службы настоящий «отец-командир»? И если встречался, как повлиял на формирование вашей личности?
– У меня остались только самые теплые воспоминания обо всех офицерах и командирском составе: характеры у всех разные, кто-то более строгий, кто-то – более настойчивый, кто-то – по отцовски заботливый. Но все они достойно отвечали требованиям офицерской чести, ведь все иностранцы, ступившие на нашу землю, первыми встречали именно пограничника. Учитывая, что время моей службы в Армии совпало с периодом подготовки и проведения Олимпиады в Москве, ответственность была колоссальной.
– Сегодня большинство из тех молодых людей, которые всеми правдами и неправдами уклоняются от срочной службы в Армии, объясняют это тем, что в Армии, по их мнению, новобранец сталкивается с очень плохими бытовыми условиями и бестолковым времяпровождением… Как Вы считаете: это действительное положение дел, или – недостаток у призывников достоверной информации?
– При правильной и грамотной организации процесса бестолкового времяпровождения в Армии быть не может, ведь молодым солдатам за очень короткий период предстоит получить много знаний и умений, окрепнуть физически и духовно. Проблема в том, что перекос произошел в сознании некоторых людей, которые сравнивают срочную службу в Армии с отбыванием срока, перенося негатив и порождая такие явления, как «дедовщина». Бытовые условия во всех частях у нас достойные, и оправдывать свое нежелание служить этим могут только те, кто не привык к самообслуживанию, к физическому труду, физическим нагрузкам, к жизни в походных условиях. В Министерстве молодежной политики и спорта Республики Башкортостан сейчас ведется работа по созданию Центра патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи. Одной из многочисленных задач, которые будет решать данный Центр, является социализация и активизация молодых людей допризывного возраста.
– Что бы Вы изменили в «армейских буднях» по сравнению с теми условиями, в которых пришлось служить Вам? Какой, по вашему мнению, должна быть срочная служба в Армии сегодня?
– Про свою службу плохого ничего не помню, поэтому могу сказать, что изменения должны идти в сторону укрепления материально-технической базы современным оборудованием. Сейчас довольно большое расслоение населения по уровню дохода, что в свою очередь приводит к тому, что не каждый мальчик имеет дома современные компьютеры и программное обеспечение. Людям, свободно работающими с различным оборудованием и различными программами, легче реализовать себя в жизни. Армия может дать возможность обучиться всему.
– В качестве меры, способствующей росту привлекательности срочной службы в Армии, ветераны боевых действий республики предлагают при приеме чиновников на государственную службу учитывать прохождение ими срочной службы в Армии. Как Вы относитесь к этому предложению?
– Я бы не стал службу в Армии ставить условием для поступления на службу. Но зерна рационального в этом есть: на госслужбе нужны люди волевые, здоровые, крепкие, как, впрочем, и везде.
– Спасибо за беседу!
Беседовал Дмитрий Денисов.