4 августа, накануне 71-й годовщины освобождения Белгорода от немецко-фашистских захватчиков, выставочный зал «Родина» представил выставку «Художники-фронтовики» из фондов Белгородского государственного художественного музея, сообщают СМИ.
С началом Великой Отечественной войны художники приняли самое активное участие в борьбе с врагом. Война породила качественно новое понятие — художник-фронтовик, содержание которого раскрывается не только принадлежностью художника к батальному жанру. Война по-новому определила смысл и назначение его профессии.
Среди художников было немало добровольцев, отправившихся на фронт в первый день войны. Артиллеристы, танкисты, партизаны, но чаще всего — рядовые пехоты, они даже в перерывах между боями с карандашом и бумагой в руках выполняли боевые задачи: выпускали газеты, плакаты, карикатуры.
Сохранившиеся фронтовые рисунки и этюды — уникальные исторические свидетельства военного лихолетья — стали частью большой изобразительной летописи войны, созданной творческим трудом художников.
Экспозиция «Художники-фронтовики» в выставочном зале «Родина» включает в себя шестьдесят семь живописных и графических произведений выдающихся советских художников — участников Великой Отечественной войны.
Графический раздел выставки непосредственно обращён к теме войны и представлен как фронтовыми рисунками, так и графическими листами событийного характера, выполненными в военное и послевоенное время.
Дух военного времени передаёт литография А. Ф. Пахомова «В очаге поражения» 1942 г. В годы Великой Отечественной войны А. Ф. Пахомов оставался в осаждённом Ленинграде. В серии литографий «Ленинград в дни блокады» (1942—1944 гг.), удостоенных Государственной премии СССР, А. Ф. Пахомов с исключительной силой передал мужество ленинградцев в борьбе с врагом, трудные дни осажденного города.
Основополагающее значение в графике военных лет имел плакат. Особое место в этом виде искусства принадлежало работам прошедших через всю войну Кукрыниксов, чьи работы также экспонируются в графическом разделе выставки «Художники-фронтовики».
Листовки и популярный цикл плакатов «Окна ТАСС» Кукрыниксов сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Сопровождающие каждый плакат Кукрыниксов стихи одного из успешнейших детских поэтов Самуила Маршака призывали к победе! Призывали так хорошо, что Гитлер обещал расстрелять Кукрыниксов после взятия Москвы в числе первых.
Живописный раздел выставки представлен произведениями народных художников СССР Б. Щербакова, братьев А. и С. Ткачёвых, народных художников РСФСР Н. Соломина, заслуженных художников РСФСР А. Курнакова, П. Жигимонта.
В большей степени работы обращены к мирной послевоенной жизни страны и демонстрируют в жанровом многообразии любовь к родине, за которую они сражались.
Великая Отечественная война оказала сильнейшее влияние на советских художников и в целом на всё русское искусство второй половины ХХ века. Известно, что художники, пережившие войну, первоначально стремились осмыслить её в образах событийных, и лишь много позднее обратились к теме воспоминаний, раздумий, к более опосредованному метафорическому раскрытию темы войны.
Работы братьев Ткачёвых, посвящённые нашему недавнему прошлому, несут представление о жизни сельских жителей и раскрывают их будни, семейные праздники, детство, материнство, жизнь с младенческих лет до старости.
Особый блок экспозиции посвящён событием Великой Отечественной войны, о которой братья Ткачёвы знают не понаслышке. Образы солдат простые и ясные, в то же время, достаточно монументальны. К своим многофигурным, крупнофигурным, крупноформатным полотнам братья Ткачёвы создают массу этюдов-картин, исполненных непосредственно на натуре. Часть из них к картине «Сыновья» органично вошла в экспозицию.
Ткачёвы мастерски пишут пейзажи, портреты, жанровые сцены, интерьеры. Они робко вырабатывали свой изобразительный язык, который непрерывно развивался, совершенствовался и обогащался. В музейном собрании, в основном, представлены их работы 70-90-х гг. ХХ века, то есть, наиболее зрелого периода. Их живопись, то звонкая и контрастная, то мягкая и сдержанная, продолжает традиции московской школы. Недаром их дар колористов высоко ценили С. В. Герасимов Б. В. Иогансон.
Известный московский художник, ученик Николая Петровича Крымова, народный художник РСФСР Николай Константинович Соломин — один из тех, кто стоял у истоков формирования школы советской реалистической живописи, продолжающей основные, завещанные Валентином Серовым и Ильёй Репиным, традиции классической русской реалистической школы живописи и рисунка.
По биографии Н. П. Соломина, его живописным работам и портретам современников можно изучать историю нашей Родины. Великая Отечественная война прервала его обучение в Московском художественном институте имени Сурикова — Соломин ушёл на фронт рядовым 18-й Дивизии Народного Ополчения, дошёл до Берлина, побывал в немецком плену.
Основное место в творчестве Николая Константиновича Соломина занимала тема быта послевоенной деревни. Работы Соломина, мастера жанровой картины и исторической панорамы, непревзойденного портретиста и автора виртуозных пастельных натюрмортов, карандашного рисунка, находятся в Государственной Третьяковской галерее и в более чем двух десятках региональных музеев нашей страны.
Среди представленных на выставке в «Родине» произведений экспонируются четыре работы нашего земляка — белгородского художника Льва Блякницкого, который в 1943 ушёл добровольцем в Красную Армию, а впоследствии принимал участие в войне с Японией.
Выставка разнообразного жанрового и тематического диапазона, а также представленный на ней круг имён художников ХХ века первого ряда будет интересна самой широкой аудитории.