Июль
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Газета ветеранского и патриотического движения Башкортостана

СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

29 октября 2013 года Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан и Региональная общественная организация «Общество Дружбы Башкортостан-Афганистан» Республики Башкортостан заключили Соглашение о сотрудничестве. В преамбуле Соглашения говорится о том, что Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан и Региональная общественная организация «Общество Дружбы Башкортостан-Афганистан» Республики Башкортостан, выражая взаимную заинтересованность в развитии экономического потенциала Республики Башкортостан, в необходимости активизации инвестиционных и инновационных процессов, содействуя внедрению прогрессивных экономических методов регулирования промышленного производства, сельского хозяйства, торговли и иных видов предпринимательской деятельности, с целью создания эффективной системы взаимодействия в интересах хозяйствующих субъектов и обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства, промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры заключили Соглашение о всестороннем сотрудничестве в решении актуальных вопросов социально-экономического развития республики.

Подписание этого соглашения особенно знаменательно на фоне заинтересованности России в установлении с Афганистаном отношений мира и всестороннего сотрудничества. Не секрет, что будущее Афганистана вызывает в настоящее время у мирового сообщества глубокую озабоченность. Однако многое будет зависеть от того, насколько конструктивным будет диалог между Афганистаном и всеми заинтересованными сторонами. Не приходится сомневаться в том, что на фоне провала миссии сил международной коалиции (ISAF) в Афганистане, авторитет России, благодаря ее взвешенной и конструктивной позиции на международной арене, будет только возрастать, причем в самых широких слоях афганского общества. Со своей стороны Российская Федерация, несомненно, намерена вносить свой весомый дипломатический вклад в стабилизацию положения в Афганистане и способствовать его поступательному экономическому развитию. С этой благородной целью уже предпринимаются важные и недвусмысленные шаги. Так, в начале сентября 2013 года в Кабуле прошло заседание Российско-афганской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Российскую делегацию возглавлял заместитель министра энергетики Юрий Сентюрин. В мероприятии, стартовавшем в столичной гостинице «Серена», приняли участие представители Торгово-промышленной палаты и Министерства экономического развития РФ, а также других заинтересованных ведомств, общественных организаций и деловых кругов.

Надир Шах, глава находящегося в Москве Афганского делового центра, охарактеризовал переговоры как важный шаг в развитии торгово-экономических связей.«То, что большое количество представителей российских деловых кругов приехали в Кабул, чтобы обсудить возможность развития экономических отношений между странами, внушает большой оптимизм», – заявил он. В ходе этого визита Юрий Сентюрин встретился с афганским президентом Хамидом Карзаем и передал ему приветствие и добрые пожелания от российского лидера Владимира Путина. В свою очередь, Хамид Карзай отметил, что Афганистан высоко ценит свои отношения с Россией как соседом по региону, и попросил российскую сторону помочь установлению авиарейсов компании «Аэрофлот» между Москвой и Кабулом, сообщает Национальное телевидение Афганистана. И уже в октябре этот вопрос был практически решен. Кстати, Российско-афганская межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству была создана в 2011 году в рамках межправительственного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Соглашение между Москвой и Кабулом было подписано в ходе визита президента Афганистана Хамида Карзая в Россию в январе 2011 года. Первое заседание комиссии состоялось в российской столице весной 2012 года.

Республику Башкортостан и Афганистан также связывают многосторонние отношения. 14 июля 2012 года в Уфе побывала делегация Исламской Республики Афганистан, возглавляемая председателем верхней палаты афганского парламента (Мешрано Джирги) Фазлем Хади Муслимьяром. Целью визита делегации было знакомство с Башкортостаном, встречи и переговоры с политическими, общественными и религиозными деятелями по вопросам, представляющим взаимный интерес. В ходе этого визита делегация Исламской Республики Афганистан встретилась с президентом Республики Башкортостан Р.З.Хамитовым. А накануне, 10 июля делегацию принимала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Приезд афганской делегации в республику совпал с проведением Региональной общественной организацией «Ветеран» РБ и отделением РСВА традиционного футбольного матча между командами этнических афганцев, проживающих в нашей республике, и ветеранов боевых действий, прежде всего – ветеранов ОКСВА, воинов-интернационалистов. Некогда товарищи по оружию, на этот раз снова встретились на футбольном поле, теперь в селе Толбазы Аургазинского района республики.

Пользуясь счастливым случаем, ветераны не преминули пригласить уважаемых гостей республики на свою очередную спортивную встречу. Вдохновленные этим визитом, представители Региональной общественной организации «Ветеран» Республики Башкортостан тогда же высказали предложение провести серию товарищеских футбольных Матчей Дружбы уже в Кабуле. Эта инициатива была с энтузиазмом поддержана афганской стороной, Советом Федерации и Министерством иностранных дел России. Эти исторические футбольные матчи в рамках «народной дипломатии» с огромным успехом прошли в Кабуле и Мазари-Шарифе в апреле 2013 года. Большинство российской сборной составляли также игроки ветеранской сборной нашей республики «Шурави».

Сенсационные сообщения об этих Матчах Дружбы облетели все ведущие мировые и российские СМИ, а документальные фильмы о прошедших матчах и сегодня демонстрируются на телевизионных каналах Афганистана. Если до этого у кого-то и были сомнения в горячих симпатиях афганцев к России, то они окончательно исчезли.

Наши ребята были восторженно встречены афганскими футбольными болельщиками, без всякой опаски передвигались по Афганистану в спортивной форме с российской символикой, посетили ряд достопримечательностей, в частности – всемирно известный религиозный центр в Мазари-Шарифе Голубую мечеть – Святыню Хазрат Али. Этот визит россиян, граничащий с подвигом самоотверженности, оказал существенное влияние на потепление отношений между Афганистаном и Россией, поскольку ярко продемонстрировал взаимную народную симпатию, что, в свою очередь, явилось чрезвычайно важным сигналом для политиков и бизнесменов.

В настоящее время обсуждается ответный визит афганских футболистов в Россию и Уфу. Причем, кроме футболистов, планируется приезд и большой группы крупных афганских бизнесменов. В этом свете, Соглашение, заключенное между Торгово-промышленной палатой Республики Башкортостан и Региональной общественной организацией «Общество Дружбы Башкортостан-Афганистан» Республики Башкортостан может сыграть очень важную, конструктивную роль. Как можно было убедиться, неформальные мероприятия в области «народной дипломатии» могут сегодня играть важную роль и в установлении добрососедских международных отношений.

В подписанном документе также говорится, что, соответствии с условиями этого Соглашения, «Общество Дружбы Башкортостан-Афганистан» Республики Башкортостан в пределах своих полномочий привлекает представителей Палаты: к проведению независимой экспертизы проектов локальных нормативных актов по вопросам развития предпринимательства, внешних экономических связей, налогообложения, антимонопольного регулирования, выставочной деятельности и иным вопросам, затрагивающим интересы организаций и предпринимателей; к участию в работе советов, комиссий, рабочих и экспертных групп, создаваемых Обществом Дружбы по вопросам развития промышленности, торговли и иных видов предпринимательской деятельности; к участию в разработке и реализации программ социально-экономического развития региона, инвестиционных и инновационных проектов, областных программ поддержки предпринимательства и промышленного экспорта; привлекает представителей Палаты к участию в выработке политики и координации выставочно-ярмарочной деятельности, организации мероприятий, направленных на развитие выставочной деятельности и формирование привлекательного имиджа Республики Башкортостан; делегирует (по согласованию) своих представителей для участия в работе общественных структур, создаваемых при Палате; оказывает содействие в осуществлении Палатой определенных законодательством Российской Федерации функций в сфере промышленной политики, товарной экспертизы и сертификации, ценообразования, маркетинговых исследований, переводческих и образовательных услуг в рамках настоящего Соглашения; способствует развитию инфраструктуры, технологической и нормативной основы электронного рынка товаров и услуг, системы электронных торгов; осуществляет иные виды взаимодействия с Палатой, если они будут способствовать целям настоящего Соглашения.

В свою очередь, в соответствии с условиями настоящего Соглашения Палата проводит независимую экспертизу проектов локальных нормативных актов по вопросам развития предпринимательства, внешних экономических связей, налогообложения, антимонопольного регулирования, выставочной деятельности и иным вопросам, затрагивающим интересы организаций и предпринимателей; принимает участие в разработке и реализации программ социально-экономического развития, инвестиционных и инновационных проектов, региональных программ поддержки предпринимательства и промышленного экспорта; анализирует результаты предпринимательской деятельности организаций - членов Палаты, влияние нормативных правовых актов, действующих в сфере предпринимательства, и вносит предложения по их совершенствованию; направляет своих представителей (по согласованию) для участия в работе советов, комиссий, рабочих и экспертных групп, создаваемых Обществом Дружбы по вопросам развития промышленности, торговли и иных видов предпринимательской деятельности; содействует продвижению продукции республиканских товаропроизводителей на внутренний и внешний рынки, привлечению инвестиций в экономику Республики Башкортостан; участвует в выработке политики и координации выставочно-ярмарочной деятельности; организует мероприятия, направленные на развитие выставочной деятельности и формирование привлекательного имиджа Республики Башкортостан; проводит необходимые мероприятия по развитию организационно-структурной и технологической основы электронного рынка; организует взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, а также с заинтересованными социальными партнерами.

Общество Дружбы и Палата в пределах своих полномочий организуют (по согласованию) совместные бизнес-встречи, презентации, иные мероприятия, содействующие продвижению продукции республиканских товаропроизводителей на внутренний и внешний рынки, привлечению инвестиций в экономику Республики; проводят совместные мероприятия по формированию инфраструктуры электронного рынка товаров и услуг; проводят работу по развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; проводят совместные встречи в целях обмена мнениями и оценки хода выполнения достигнутых договоренностей в рамках настоящего Соглашения, выработке предложений по совершенствованию форм и методов делового сотрудничества.

Дмитрий Денисов.

Российско-афганская экономическая деятельность

Автор: Экспертная группа ЦИСА

В последние годы экономическое сотрудничество между Россией и Афганистаном развивалось весьма динамично. В январе 2011 года состоялся визит в Москву афганской делегации во главе с президентом Хамидом Карзаем, в ходе которого было заключено межправительственное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, подписанное 21 января 2011 года. Данный документ предусматривал создание российско-афганской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

С российской стороны ее возглавляет министр энергетики РФ Сергей Шматко, с афганской – министр финансов Омар Захелвал. На текущий момент этот институт еще не начал свою полноценную работу, однако в июне состоялись первые официальные переговоры Шматко и Захелвала.

Кроме того, вопросы торгово-экономического сотрудничества обсуждались в ходе встречи Медведева и Карзая в рамках работы очередного саммита ШОС. На важность российско-афганского диалога указывает то, что, помимо Дмитрия Медведева, с российской стороны саммит посетили министр иностранных дел Сергей Лавров, помощник президента Сергей Приходько, а также спецпредставитель президента по Афганистану Замир Кабулов. Наконец, не следует забывать об активном диалоге по экономическом вопросам на базе Афганского Делового Центра в Москве, который в ходе своих визитов в Россию посещает большинство официальных афганских представителей.

Кроме того, проводилась серия консультаций России и США по вопросам, связанным с Афганистаном, в том числе серия переговоров по вопросу о поставках российских вертолетов для афганской армии, а также услуг по транзиту военных грузов для нужд ISAF, соглашения о котором были также возобновлены в этом году. Немаловажным этапом этих согласований стал семинар USAID в Москве при участии представителей российского МИД и ТПП, где обсуждалось участие российских компаний в афганских проектах.

Основные направления экономического взаимодействия между Россией и Афганистаном: торговый обмен между Афганистаном и Россией, участие российских компаний в строительной и восстановительной работе на территории Афганистана, инвестиционная активность.

Торговля

Прежде всего, остановимся на динамике российско-афганской торговли, которая в течение последних 5 лет демонстрирует тенденцию к росту. Подробные данные о ней представлены в таблице ниже (все млн. долл. США).

Год

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Товарооборот

108,3

94,1

134,1

187,4

352,1

571,5

Экспорт

104,4

82,6

125,1

172,3

336,8

549,5

Импорт

3,9

11,5

9

15,1

15,1

21,9

В начале 2011 года тенденция к росту также сохранилась: в первые 4 месяца товарооборот между РФ и Афганистаном вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 40% и составил около 194,1 млн. долларов. Особенно быстро рос экспорт из Афганистана, который в 2,3 раза превысил уровень первых 4 месяцев прошлого года и составил 20,6 млн. долл. США.

Около 76% российского экспорта в Афганистан проходит по категории «минеральные продукты». Древесина и целлюлозно-бумажные изделия составляют 10,6% экспорта, оборудование и транспортные средства – 7%, металлы и металлические изделия – 6,1%. Поток товаров из Афганистана на 85% состоит из изюма, который традиционно является основным продуктом, поставляемым страной на международные рынки.

В 2011 году Россия стала основным импортером нефтепродуктов в Афганистан, что во многом было обусловлено периодом «нефтяного эмбарго» Ирана, который по политическим мотивам блокировал, а позже ограничивал доставку ГСМ на территорию ИРА. Ситуация изменилась летом, в связи с достижением майских афганско-иранских договоренностей о крупных поставках в Афганистан бензина иранского производства. Его отличает низкое октановое число, однако последнее время он успешно конкурирует с более дорогой продукцией, ввозимой в ИРА из ряда стран СНГ.

Сейчас на торговлю между Россией и Афганистаном отрицательно влияет рост пошлин, произведенный афганской стороной в мае 2011 года. Пошлина на нефтепродукты составила 60 долл. за 1 тонну, на сжиженный газ – 7 долл. за тонну, на муку – 10 долл. за тонну. Учитывая, что, в отличие от иранского направления, российский импорт в основном легален, эти пошлины приводят к заметному росту цен на товары из стран СНГ на афганском рынке. Впрочем, рост пошлин уже вызвал большие протесты внутри и вне страны, так что власти заявили о намерении пересмотреть свое решение.

Наиболее крупной и стратегически важной сделкой на афганском направлении стал контракт на поставку российских вертолетов для нужд армии ИРА, оплаченный США. Соглашение о поставке 21 вертолета Ми-17В-5 для нужд афганской армии было подписано компанией «Рособоронэкспорт» и Пентагоном 26 мая. Общая сумма контракта составляет 367,5 млн. долларов. Российские представители уже заявили, что не исключают возможности дополнительных поставок авиатехники в Афганистан. Напомним, что ранее сообщалось о намерении США приобрести для нужд афганской армии 73 вертолета данной серии к 2016 году.

В июне было принято решение создать в Афганистане российско-американский центр технического обслуживания российских многоцелевых вертолетов серии «Ми».

Впрочем, важно подчеркнуть, что этот контракт нельзя расценивать как успех российско-афганской торговли, так как он был заключен в контексте закупок НАТО российской авиатехники, которая производится в последние годы.

Наконец, важным аспектом экономического взаимодействия является транзит. По данным США, свыше 40% грузов для нужд международных коалиционных сил в Афганистане ввозится по т.н. «северному транзитному коридору», проходящему через территорию России и стран Средней Азии. Однако большой проблемой этого маршрута являются случаи задержки грузов на территории Узбекистана, которые, по мнению ряда экспертов, порой намерено провоцируются республиканскими властями. На текущий момент Россия не располагает ни конкретными механизмами для оказания давления на узбекскую сторону в вопросах транзита, ни альтернативными транспортными каналами для доставки в Афганистан больших объемов грузов.

Инвестиции

Вторым по важности можно считать обмен инвестициями между Россией и Афганистаном. Пока Российская Федерация вкладывает в афганскую экономику больше средств, чем афганские бизнесмены инвестируют в российскую. Размер инвестиций, поступивших в 2010 году из Афганистана в Россию, составил 7,9 млн. долларов США. По данным Российско-афганского делового совета, российские компании вкладывали в Афганистан более 10 млн. долл. в год (всего около 40 млн. в 2007-2010 гг.).

Известно, что российский бизнес инвестирует средства преимущественно в небольшие быстро окупающиеся проекты, что обусловлено высокой оценкой рисков при долгосрочном ведении бизнеса в ИРА. Это связано как с угрозой снижения уровня безопасности в стране после вывода иностранных войск, так и с политической нестабильностью, связанной с низким уровнем жизни, что не исключает возможности смены власти в стране.

Любое обновление власти может привести к аннулированию многих контрактов новым правительством. Ведь даже в рамках существующей системы договоренности о приватизации тех или иных объектов являются нетвердыми, на что указывает опыт ряда российских коммерческих организаций. Кроме того, существует опасность падения покупательной способности населения и властных институтов из-за внешних факторов, так как афганская экономика крайне зависима от иностранных дотаций.

Впрочем, несмотря на эти опасности, российские компании пытаются работать на афганском рынке. Сейчас ведутся переговоры о создании совместной с ООО «Концерн «Союзвнештранс» сети транспортных предприятий автомобильных грузоперевозок в Афганистане «Афсотр» и «Астрас». Также в этом проекте может принять участие ЗАО «Внешнеторговая компания «КАМАЗ». В январе этого года поступило новое сообщение о том, что участие в восстановлении и модернизации КДК будет принимать Астраханский домостроительный комбинат.

Кроме того, в стране уже сейчас работает ряд компаний, в т.ч. фирма «Мультинет» (филиал «Ростелеком»), специализирующаяся в области предоставления услуг доступа к интернету и сотовой связи. Российские авиакомпании «Вертикаль-Т», «UTair» и российско-украинская «Волга-Днепр» принимают участие в воздушных перевозках грузов по территории Афганистана, в т.ч. по заказу сил ISAF.

В 2010-2011 годах также обсуждался ряд других проектов, включая открытие в Афганистане коммерческого медицинского центра, отделения одного из российских банков и т.п. Текущий статус этих проектов неизвестен, однако, по имеющимся данным, они не относятся к числу приоритетных в рамках инициатив, обсуждаемых на межгосударственных переговорах.

Следует подчеркнуть, что афганская сторона хочет видеть российский бизнес в стране как инвестора, но из-за описанных выше проблем россияне не спешат с долгосрочными вложениями.

Строительство и восстановление

Наибольший интерес для российской стороны сейчас представляет сотрудничество в области строительства и реконструкции, в особенности – участие российских компаний в качестве подрядчиков в строительных и восстановительных работах, оплачиваемых иностранными спонсорами. Эти проекты являются краткосрочными, содержат наименьшие политические риски и имеют относительно высокую доходность.

На конец 2010 года Россия осуществляла на территории Афганистана следующие крупные строительно-восстановительные проекты:

- модернизация ГЭС «Наглу» компанией ОАО «Технопромэкспорт», ведущуюся с 2007 года. Работы планируется завершить в 2012 году. ГЭС включает 4 энергоблока суммарной мощностью 100 МВт. Стоимость проекта оценивается в 40 миллионов долларов, его финансирование осуществляется за счет средств Всемирного банка.

- строительство объектов малой гидроэнергетики, мини-ГЭС мощностью от 0,5 до 6 МВт, компаниями «Инсет» и «Норманн». Работы ведутся с 2005 года в провинциях Бамиан, Кунар, Пактия, Панджшер и Бадахшан.

Многие ожидают в ближайшем будущем старт других восстановительных проектов. В 2011 году появилась информация, что РФ и ИРА удалось достигнуть договоренности о т.н. «квотах», т.е. перечне проектов, в реализации которых российские компании будут участвовать после упрощенной конкурсной процедуры или на бесконкурсной основе.

Официально, впрочем, сообщалось о более скромных результатах: составлении перечня проектов, которые носят приоритетный характер для обеих сторон. В их число вошли «Кабульский домостроительный комбинат», «Завод азотных удобрений в Мазари-Шарифе», «Электростанция в Джелалабаде», «Цементный завод в Джабул-Сарадже». Сообщается, что участие в них российской стороны, возможно, будет заключаться не только в работе подрядчика, но и в последующей долевой эксплуатации этих объектов.

В рамках межгосударственных переговоров, в особенности в июне этого года, обсуждалось также участие российских компаний в реализации транснациональных проектов ТАПИ и CASA-1000. В рамках последнего проекта обсуждается строительство в Афганистане ОАО «Интер РАО ЕЭС» ЛЭП-500/220 кВт и подстанций. Сообщается, что компания готова инвестировать в афганские энергетические проекты 500 млн. долларов, если проект CASA-1000 по их возведению будет доверен России.

Примечательно, что обсуждается участие в создании ТАПИ ОАО «Газпром» в качестве соинвестора и подрядчика, однако эта инициатива вызывает острые возражения со стороны Туркмении, опасающейся установления Россией контроля над этим маршрутом экспорта туркменского газа. Впрочем, некоторые аналитики не исключают оказания давления на Ашхабад со стороны других стран.

Однако ряд примеров показывает низкую эффективность переговоров об участии России в тех или иных восстановительных проектах или, во всяком случае, определенный разрыв между ходом диалога и реально существующим положением дел.

В 2010 году предметом переговоров по линии ТПП являлось участие российских компаний в ремонте ГЭС «Дарунта», однако в тот момент ремонтные работы уже велись компанией ANHAM (Саудовская Аравия). В первой половине 2011-го обсуждался вопрос об участии России в восстановлении трассы Саланг, ТПП РФ предложила создать межведомственную американо-российско-афганскую рабочую группу, подготовить перечень работ по проведению аварийно-восстановительных мероприятий в туннеле «Саланг». Однако эти ремонтные работы также велись и ведутся без российского участия. Фактический срыв переговоров по данному проекту американская сторона позже объяснила «плохой работой электронной почты», что достаточно трудно принять всерьез.

Несмотря на все трудности переговоров, афганские восстановительные проекты, финансируемые Западом, особенно привлекательны для российской стороны. Речь, в частности, об упомянутом выше проекте по восстановлению азотно-тукового завода в Мазари-Шарифе (Балх). Согласно подписанному американским послом Карлом Айкенберри меморандуму, на первом этапе США намерены выделить на его осуществление 85 млн. долларов. Часть этой суммы пойдет на строительство газопровода из провинции Джаузджан до завода в Мазари-Шарифе. Также американские представители заявили, что в ближайшее время США и НАТО вложат в экономику севера Афганистана порядка 300 млн. долларов.

Однако консультации с представителями USAID, прошедшие недавно в Москве, показали, что американские спонсоры хотят видеть российские компании в Афганистане только как субподрядчиков, т.е. не на вторых, а даже на третьих ролях. Этот статус негативно скажется на свободе рук российских предпринимателей, а также и на их прибылях, ведь значительная доля таковых будет оставаться в руках подрядчиков, заключающих договора на проведение строительных и восстановительных работ.

Подводя итоги, можно констатировать, что успехи переговоров России и Афганистана очень ограничены. Несмотря на большую активность Российско-афганского делового совета, АДЦ и других структур, реальные результаты достаточно невелики. Главным достижением текущего года стало развертывание поставок нефтепродуктов, вопрос о котором решился едва ли не на январских переговорах. Впрочем, даже этот успех был прежде всего обусловлен действиями не дипломатов, а рыночных сил спроса и предложения.

Нельзя исключать, что причина проблем в российско-афганском диалоге в т.ч. в несогласованности позиций отдельных афганских ведомств, примеры которых общеизвестны. Зачастую, чтобы добиться окончательных решений, требуются согласования на высшем уровне. Кроме того, до недавнего времени российская официальная политика в отношении Афганистана имела невысокую активность. Положение значительно улучшило введение поста спецпредставителя Президента по Афганистану, который занял Замир Кабулов, и решение о создании комиссии Шматко-Захелвал.

Диалог с западными спонсорами Афганистана также идет очень медленно, в силу отсутствия согласия сторон по ряду ключевых вопросов. Американская сторона очень неохотно идет на уступки, но одновременно избегает однозначных отказов, из-за чего переговоры по многим проблемам идут «вхолостую», как в случае с восстановлением «Саланга».

Впрочем, в экономических переговорах с США, ведущихся на государственном уровне, есть ряд конкретных достижений. В рабочем порядке были возобновлены соглашения о военном транзите, заключен, несмотря на противодействие американского военно-промышленного лобби, «вертолетный контракт», идут консультации на уровне USAID о работе российских строительных компаний в ИРА.

Представляется, что активизации переговорного процесса в вопросах, связанных с российско-афганским экономическим сотрудничеством, будет способствовать создание нескольких площадок, как двусторонних, так и международных, в диалогах на которых участвовали бы все заинтересованные ведомства всех заинтересованных стран.

Кроме того, желательна активизация переговоров на уровне представителей бизнеса и экспертных сообществ России и Афганистана, которые способствовали бы выработке пакетов взаимно интересных проектов и механизмов их реализации.

При подготовке публикации использованы следующие официальные источники:

Официальные документы Министерства экономического развития РФ,
2. Официальные документы Министерства энергетики РФ,
3. Официальные документы ТПП РФ,
4. Информационно-аналитический бюллетень «Мизан».

Подписка

Важные страницы

Все рубрики