Апрель
пнвтсрчтптсбвс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Газета ветеранского и патриотического движения Башкортостана

Сергей Барабанов: «Главное – говорить правду…»

Сергей Барабанов: «Главное – говорить правду…»

Известный московский сценарист Сергей Барабанов снимает документальный фильм «Возвращение шурави» о наших земляках – ветеранах афганской войны

В качестве автора и сценариста Сергей Барабанов участвовал в создании десятков документальных фильмов. Фильм С.Барабанова «Исповедь диверсанта» был удостоен премии ФСБ РФ как лучший фильм на патриотическую тематику. Один из его недавних фильмов «Неустрашимый. Подводная война Петра Грищенко» удостоен Гран-При на VII на Международном кинофестивале «Море зовет – 2010» в Санкт-Петербурге, а также Гран-При на II Международном кинофестивале «Люди и корабли» в Киеве.

На протяжении нескольких лет Уфимское городское отделение РСВА продвигало инициативу съемок этого фильма. Этот фильм должен стать еще одним документальным свидетельством и ярким рассказом о том несомненном подвиге, который совершили наши солдаты, отстаивая интересы своего Отечества и определенные общественные идеалы на той войне, подлинные итоги которой еще не подведены до сих пор. По этому поводу высказано очень много самых разных, иногда прямо противоположных друг другу, мнений в оценке тех давних событий. Однако война в Афганистане продолжается до сих пор и конца ей не видно. Творческая группа фильма, в составе которой были и наши ветераны, могли в этом убедиться воочию. Теперь ее ведут вооруженные силы международной коалиции ISAF. В Афганистане продолжает литься кровь. За кем будет победа? Чьи идеалы восторжествуют? Окажется ли Афганистан в пропасти глубокого и жестокого средневековья или найдет свой путь в цивилизованное будущее? В условиях абсолютно нестабильной обстановки точных ответов на эти вопросы нет. И вряд ли даже в отдаленном будущем можно будет говорить о достижении там всеобщего согласия. Столь велики противоречия между силами, конфликтующими на афганской земле. Кроме того, многим в этом мире очень выгодна непрекращающаяся там война и постоянная нестабильность…

Но виноваты ли в этом наши солдаты, ставшие ее участниками? Они-то уж точно не были ни завоевателями, ни поработителями. Об этом свидетельствовал и тот радушный прием, который участники группы находили на земле Афганистана… Каким же будет тот фильм, который выйдет на экраны по итогам проделанной работы? Во многом это будет зависеть от его режиссера – Сергея Григорьевича Барабанова. Цель нашего интервью – познакомиться с Сергеем Григорьевичем поближе…

Сергей Григорьевич, расскажите, пожалуйста, о себе.

– В свое время я окончил Одесский университет, начал работать на местном телевидении, потом меня пригласили в Москву, на Центральное телевидение (1-й канал) и вот тогда-то я впервые столкнулся с тематикой военных конфликтов. Это было Приднестровье. Работал на РТР, заведующим корпунктом НТВ, руководил корсетью 1 канала, работал на Рен-ТВ, был шеф-редактором передачи «Военная тайна». Последние четыре года работаю исключительно в жанре документального кино.

– Можно ли считать афганскую тему главной темой вашего творчества?

– Так получилось, что большинство документальных фильмов, в создании которых я принимал участие, – это фильмы на военную тематику, посвящены каким-то нераскрытым страницам военных конфликтов. Этим документальное кино и интересно: сообщать что-то новое… Военная тематика – да, это для меня главное, в том числе и афганская тема. Я сам из семьи кадрового военного – офицера-моряка, ветерана Великой Отечественной войны. Работая специальным корреспондентом Первого телевизионного канала, мне приходилось неоднократно выполнять обязанности военного корреспондента.

В Афганистане я провел семь командировок, поэтому у меня была прекрасная возможность познакомиться с этой страной и попытаться ее понять. В результате этих поездок было снято несколько фильмов, посвященных положению в Афганистане, советским солдатам и офицерам – ветеранам афганской войны.

– Вы часто встречаетесь и беседуете с ветеранами афганской войны, что, по вашему мнению, их роднит?

– Для каждого ветерана участие в военных действиях было большим человеческим испытанием. Кто-то выдержал. Кто-то сломался – такие под любыми предлогами из Афганистана уезжали. Или само командование возвращало их в Союз. Те же, кто оставались, отличаются удивительным боевым братством, которое сохраняется до сих пор. Они помогают друг другу, поддерживают. Это люди удивительного гражданского мужества, с глубоким чувством патриотизма.

– В чем особенность того фильма, над которым вы сегодня работаете?

– В этом фильме нет одного определенного сюжета, но герои нашего фильма живут на одной земле, все они из Башкортостана, их объединяет одно прошлое – афганская война. И сегодня, вот уже более чем через двадцать лет после ее окончания, мы вместе пытаемся понять, каким было то время, что заставляло вчерашних мальчишек совершать подвиги, во имя чего они, порой, жертвовали своей жизнью…

Легко ли снимать фильмы на ветеранскую тему?

– Это всегда было очень непросто. Трудно найти средства, трудно добиться эфира. Все гораздо проще, если снимаешь какой-то светский скандальный материал…

Как вы считаете, с чем это связано?

– Может быть это связано с тем, что каждый такой фильм – лишнее напоминание о тех долгах, которые любое нормальное общество и государство должно возвращать своим солдатам, ветеранам боевых действий – в Афганистане ли, в Чечне… Они должны быть обеспечены квартирами, лучшим медицинским обслуживанием, иметь возможность получить бесплатное образование... Они имеют на это право, потому что проливали свою кровь за интересы нашей страны. Мы же должны рассказать о том, что чувствуют эти люди, и тогда все станет понятно. Впрочем, это и так понятно, просто многие предпочитают закрывать на это глаза…

– Скажите, Сергей Григорьевич, а какой из ваших фильмов вам особенно дорог и памятен?

– Дело в том, что в документальном кино практически нет места вымыслу или даже чему-то близкому к вымыслу, в том числе и личному отношению. Мы имеем дело исключительно с документальным материалом. А документы и факты – это беспристрастные свидетельства, таким же беспристрастным свидетелем должен оставаться и документалист, такими беспристрастными свидетельствами должны быть его фильмы. Сами фильмы могут по-разному восприниматься зрителями, но документалист всегда остается беспристрастным…

Вот разве только памятуя о том, что в эти дни весь мир задумывается о теракте 11 сентября 2001 года – падение башен-близнецов в Нью-Йорке – мне хочется обратить внимание на наш фильм «Охота на льва». Это фильм об одном из афганских лидеров – Ахмадшахе Масуде. Он был абсолютно непримиримым оппозиционером, категорически исключал любое иностранное присутствие на афганской земле. И, тем не менее, он умел договариваться. Из десяти лет войны четыре года он сохранял нейтралитет. Эти негласные договоренности с ним спасли, быть может, тысячи жизней и советских солдат, и афганцев.

После ухода советских войск из Афганистана и распада Союза, он был готов сотрудничать с Россией. Но Масуд был убит 9 сентября 2001 года – за два дня до рокового 11 сентября… В нашем фильме приводится авторитетное мнение о том, что теракт 11 сентября и убийство Масуда – «это дело одной руки»… Многие уверены: будь Масуд жив – сегодня Афганистан был бы совсем другой страной… Это был мудрый политик и очень волевой человек, с мощной внутренней энергетикой. Это особенно чувствовал каждый, кто был знаком с ним лично. Я встречался с Ахмадшахом Масудом за два дня до рокового покушения не него…

А с другой стороны, не могу не вспомнить фильм «Мятеж в преисподней» о чрезвычайном мужестве наших солдат, которые оказались в афганском плену, но все же остались морально непобежденными…

– Можно ли говорить том, что все ваше творчество объединено некой одной общей концепцией?

– С моим участием снято немало документальных фильмов. И мне вот так сразу даже трудно было бы припомнить их все. Но я думаю, что концепция все же состоит из одного слова – нужно говорить ПРАВДУ. К счастью, а может быть, к сожалению, история нашей страны вообще, и военная история в частности, была такова, что за примерами вот этого патриотизма (как мы говорим – мужества наших предков, наших сверстников, даже моих сверстников, даже ваших) далеко ходить не надо. Российские солдаты и российские моряки на протяжении многих-многих веков воевали честно и храбро. И наша задача в том, чтобы эти факты находить (о которых мало знают, о которых не всегда мы знали в той трактовке, которая соответствовала действительности) и нужно их показывать. Показывать, показывать, показывать. Проводить серьезную, вдумчивую работу по рассказам о войне Великой Отечественной и обо всех, к сожалению, очень и очень многих больших и малых войнах, в которых воевали наши люди…

Ради справедливости следует отметить, что фильмотека Сергея Барабанова не ограничивается только исключительно военной тематикой. Есть в ней фильмы и общегражданского звучания, рассказывающее о людях вне войны. Наверно в этом проявляется некая потребность мастера отвлечься от суровой военной тематики. Недаром Сергей Григорьевич однажды с глубокой убежденностью заметил:

– Главное в работе военного корреспондента и военного документалиста – не полюбить войну. Войну можно только ненавидеть.

В 2010 году как сценарист Сергей Барабанов также участвовал в создании фильмов «Народы России. Привычка Жизни», им были написаны сценарии к фильмам «Эвенкия. Добрый дух тайги», «Мордовия, край обвенчанный с Русью», «Ритм сердца Азии», «Чум восходящего Солнца»…

– Знакомясь близко с тем или иным регионом, с его людьми оставляешь там частичку своего сердца…

А теперь мы с нетерпением ждем фильм о наших ветеранах. Подвиги многих из них тоже еще не нашли должного общественного признания. Будем надеяться, что и Башкортостан останется в сердце Сергея Барабанова, а новый фильм, в свою очередь, станет нашим общим достоянием.

Дмитрий Денисов.

На снимке: рабочий момент съемок документального фильма «Возвращение шурави». С.Г.Барабанов – второй справа. За камерой – оператор фильма Ю.А.Шиповский. Афганистан, Панджшерское ущелье, июнь 2011 года.

Сергей Барабанов. Фильмотека.

…Фильм «Исповедь диверсанта» (сценарий С.Барабанова, режиссер Александр Гурешидзе, 2009 г.) рассказывает об одном из самых драматичных эпизодов войны в Афганистане. Это документальный детектив о секретной операции КГБ СССР - штурме дворца афганского лидера Хафизулы Амина. Об этом штурме много говорили в СМИ. Однако в фильме рассказывается о ранее засекреченных эпизодах, которые позволяют по-новому взглянуть на уже известные события и составить о них полную картину. Впервые показаны документы Политбюро ЦК КПСС о направлении в Афганистан спецподразделений КГБ СССР. Использована эксклюзивная кинохроника подготовки к штурму сотрудников ГРУ и КГБ. Эти кадры чудом сохранились. Их снимали специально для членов Политбюро.

...В 2011 году на телевизионные экраны вышел документальный фильм «Охота на Осу», в котором С.Барабанов в сотрудничестве с А.Ладновым выступил как режиссер. Действие фильма разворачивается в середине восьмидесятых годов. Американцы поставляют мятежникам новейшее секретное оружие – портативную ракету «Стингер». В переводе с английского это значит «оса». Ее жало смертельно для самолетов и вертолетов. США надеются с помощью этого «насекомого» заставить русских уйти из Афганистана. Советская авиация начинает нести ощутимые потери. Необходимо срочно добыть хотя бы один экземпляр «Стингера». Тогда инженеры найдут противоядие от укуса «Осы». Все силы брошены на поиск. Отряды спецназа неделями не выходят из засад, десятки неприятельских караванов с оружием разгромлены, военная контрразведка держит под контролем едва ли не каждую группировку моджахедов. Но «Стингер» неуловим! Впервые зрители увидели участников драматической охоты – летчиков, бойцов спецназа ГРУ и сотрудников КГБ, которые сумели после трех месяцев нечеловеческого напряжения и смертельного риска захватить «Стингер»…

…Фильм «Черные тюрбаны» – документальный фильм о движении Талибан. Съемки проводились в Афганистане в районе Джелалабада и в зоне племен. Это попытка разобраться в тех движущих силах, которые заставляют оппозицию вести непримиримую борьбу с существующей в Афганистане официальной властью…

…Широко известен и другой документальный фильм-расследование Сергея Барабанова «Мятеж в преисподней», на этот раз снятый в сотрудничестве с Андреем Якуниным. Этот фильм посвящен мужеству советских солдат, оказавшихся в 1985 году в афганском плену в лагере Бодабера на границе с Пакистаном. Их местонахождение сохранялось в тайне. С каждым днем надежды на избавление от мучительного содержания в неволе у советских солдат оставалось все меньше. И однажды они подняли восстание, завладев частью оружия и боеприпасов тех, кто держал их в плену. Это восстание, по большому счету, было актом отчаяния. Все участники восстания погибли в неравной схватке. Однако сведения об этом последнем и героическом бое советских военнопленных все же стали достоянием общественности. И этот фильм – дань уважения отчаянному мужеству солдат, которые предпочли смерть мучительной неволе…

…Премьера фильма «Преодоление темноты», снятого по сценарию С.Барабанова (режиссер Александр Ладнов) состоялась 28 декабря 2010 на телеканале «Россия». Фильм повествует о судьбе офицера Владимира Вшивцева, человека, потерявшего на афганской войне в расцвете лет зрение, но не смирившегося с трагедией, и сумевшего состояться в новой жизни. Владимир стал чемпионом мира по плаванию среди слабовидящих, был избран депутатом Государственной Думы. В фильме идет речь о подвиге человека, который в сложных боевых условиях честно выполнил свой долг по защите государственных интересов нашего Отечества и сегодня продолжает оставаться государственным человеком.

…Как сценарист Сергей Барабанов выступил создателем другого фильма об афганской войне – «Охота на льва», снятым в сотрудничестве с режиссером Олегом Витвицким на канале РЕН ТВ. Фильм рассказывает о противоборстве советского командования с одним из самых авторитетных полевых командиров, который после ухода из Афганистана советских войск возглавил войска Северного альянса, Ахмадшахе Масуде. Зимой 1989 года советские войска собирались покинуть территорию Афганистана. Оряды Масуда охраняли Саланг. Русские солдаты отступали как раз через этот перевал. И он не стал обстреливать советские войска и дал возможность им уйти без боя. Загадкой остается тот факт, что советские войска продолжали обстреливать его людей, а Масуд приказал своим помощникам не трогать солдат и не вести перестрелки: пусть уходят… Собранные документальные факты помогают зрителю разобраться в этой проблеме и узнать сведения, которые раньше были недоступными

Одной из самых заметных своих работ последних месяцев Сергей Барабанов называет новый документальный фильм, рассказывающий об одной из неизвестных, по большому, счету, страниц Второй мировой войны – о плане «Ост» фашистской Германии. Фильм «План «Ост»» снят специально для общероссийского телеканала «Культура».

Сергей Барабанов так рассказывает о содержании этого фильма:

– Каждому из нас со школьной скамьи известно, что агрессия фашистской Германии на Восток и прежде всего – против Советского Союза имела строго определенные цели. И эти цели были зафиксированы в так называемом плане «Ост». Однако сам текст «Плана «Ост» долгое время не был найден и даже на Нюренбергском процессе были представлены только «Заметки к плану «Ост». И только теперь, почти через семьдесят лет после начала Великой Отечественной войны, в немецких архивах нам удалось найти подлинный и полный текст того самого «Плана «Ост», который фашистской Германии предстояло осуществить на Востоке. Оказалось, что это весьма сухой по изложению содержания документ, в котором с математической точностью предписывалось уничтожение и вытеснение славянских народов за Урал, опять же с целью их окончательного уничтожения и создания условий для самоуничтожения.

Большой след в работе Сергея Барабанова – замечательного российского документалиста оставили фильмы о Великой Отечественной войне…

Сергеем Барабановым в сотрудничестве с Андреем Шипиловым был написан сценарий фильма «Один в поле воин. Подвиг 41-го» (режиссер Александр Ладнов, продюсер Ирина Мисанова, производство кинокомпании «Родина»). Фильм был создан в 2010 году. И не случайно премьера фильма состоялась 22 июня 2010 на телеканале «Россия». Это фильм рассказывает о том, как 19 летний русский солдат Николай Сиротинин родом из города Орла, заставил фашистов, что называется, уважать Красную Армию. Он один более двух часов воевал против 4-ой танковой дивизии Хайнца Гудериана. Этого погибшего русского солдата хоронил противник – солдаты и офицеры Вермахта. Хоронили с почестями. За мужество.

…Премьера другого фильма «Неустрашимый. Подводная война Петра Грищенко» (режиссер Александр Ладнов, сценарий С.Барабанова) состоялась 20 марта 2010 на РТР. В годы войны знаменитый подводник Петр Грищенко командовал минным заградителем Л-3. На его боевом счету 18 вражеских судов. Причем 8 из них лодка отправила на дно только за один летний месяц 1942 года. По количеству побед Грищенко является рекордсменом среди советских подводников. Его десять раз представляли к званию Героя, но Золотую Звезду командир так и не получил. Подводник прекрасно воевал, но плохо ладил с начальством. Грищенко сошел на берег и написал книгу, в которой раскрыл многие тайны подводной войны на Балтике. Торпедные атаки и поздняя любовь, штабные интриги и секрет масонского перстня переплелись в удивительной судьбе капитана первого ранга Петра Грищенко.

…Фильм «Заговоренный. Три войны казака Недорубова», также снятый режиссером Александром Ладновым по сценарию Сергея Барабанова и Андрея Шипилова (производство кинокомпании «Родина»), зрители увидели 3 мая 2011 года на телеканале «Россия», а затем на канале РТР и «Планета». Фильм рассказал потомственном донском казаке Константине Иосифовиче Недорубове – участнике трех войн: Первой мировой войны, гражданской войны в России и Великой Отечественной войны. Полный георгиевский кавалер, Герой Советского Союза Константин Иосифович Недорубов один из тех «рядовых», в чьей жизни такие понятия, как патриотизм и служение Родине нашли самое глубокое воплощение.

…Как режиссер Сергей Барабанов снял документальный фильм «Русский «фокстрот». Фильм рассказывает о советских моряках-подводниках, чьи выдержка и мужество не допустили в 1962 году развязывания ядерной войны. В фильме приняли участие и свидетельствуют командиры подводных лодок Алексей Дубивко и Рюрик Кетов, писатель-маринист, капитан первого ранга Николай Черкашин, исследователь истории Военно-Морского флота Александр Мозговой.

Огромной работой в жанре актуальной документалистики стал 5-серийный фильм «Кровавый развод», снятый по сценарию Сергея Барабанова о ключевых политических событиях в конце 1980-х годов в СССР и в 1990 – 2000-е годы в России. Фильм был показан по каналу «Рен-ТВ» в 2009 году. (режиссер Евгений Пешков, сценарист Сергей Барабанов, производство Рен-ТВ (1995-2002), ОРТ (2002-2007). Содержание фильма отчасти раскрывают названия всех пяти его серий: «Пляски на костях», «Крах», «Игры патриотов», «В огненном круге», «Псы террора»… Фильм охватывает период нашей общей истории от начала перестройки и прихода к власти М.Горбачева и проводит зрителя через все перипетии последующих почти двадцати лет, ключевыми событиями которых стали вывод советских войск из Афганистана, развал СССР, межнациональные конфликты, чеченские войны, Карабах, Беслан, война 08.08.08 и многие, многие другие… За всем этим, несомненно, чувствуется огромная творческая и твердая авторская гражданская позиция…

Подпишитесь на наш телеграм-канал: @boevaya_vysota

Подписка

Важные страницы

Все рубрики